Яника Мерило рассказала о мобильных телефонах, выборах и Зеленском
Исполняющая обязанности заместителя городского головы Днепра Яника Мерило в своем блоге на портале Site.ua рассказала о выборах в Украине, методах голосования в Эстонии и о поиске своего пути для нашего общества.
Исполняющая обязанности заместителя городского головы Днепра Яника Мерило в своем блоге на портале Site.ua рассказала о выборах в Украине, методах голосования в Эстонии и о поиске своего пути для нашего общества.
Публикуем текст без изменений.
На этих выборах продолжает работать старая хорошая система и, по сути, все старые хорошие схемы. К сожалению, будет вероятность многих сценариев – «мёртвые души», подброс бюллетеней, правки в протоколах и не мне перечислять все эти придуманные и часто намного более хитрые схемы.
Также если ни одному кандидату не получится активизировать молодёжь, будет малая явка молодёжи, как всегда, и высокая явка людей более пожилого возраста. Часто именно они же определяют у нас результат выборов. Это видно по разным социологиям, что результат совсем разный, исходя из возрастных категорий.
По последней «сухой статистике» - молодежь выбрала бы Зеленского, пенсионеры Тимошенко или Бойко. Не даю оценки, просто статистика и социология.
В Эстонии, в первой стране в мире, с 2005 года можно проголосовать на выборах через интернет, это значит через ID-карту или через мобильный телефон. Независимо от того, в каком месте ты находишься до выборов, ты в течение недели можешь проголосовать через специальный Mobile ID, то есть с помощью сим-карты, которую ты получаешь у оператора.
Электронными средствами голосуют 32% населения и по разной статистике статистике возможность электронно голосовать повысило явку на 10%, а это часто явка именно тех людей, которые путешествуют, не успевают прийти на участок. Но для того, чтобы в Украине заработал бы данный механизм надо, конечно, пройти несколько этапов развития.
Во-первых, надо создать технические возможности. Это ID-карта и Mobile ID с уверенностью, что её не передадут.
Например, в Эстонии механизм защиты это то, что у тебя на ID-карте и Mobile ID привязка ко всему твоему имуществу, банковским счетам ид. Ты не передашь карту, в которой, по сути вся твоя жизнь. Также, например, можно поменять свой голос 500 раз, то есть даже если кто-то, условно, будет стоять возле тебя, чтобы ты проголосовал "за гречку", ты в течение недели можешь поменять свой голос. В практике голос меняют только примерно 0,7% жителей, и на это могут быть совсем разные причины: в течение выборной гонки вышло что-то, ты передумал насчёт кандидата и другое.
Во-вторых, конечно, это уровень безопасности информационных систем. В 2007 году прошла первая в мире кибервойна России против Эстонии и при каждых выборах угрожают, что взломают голоса, но до сих пор, ни одного голоса не взломали. Но это огромная работа, по сути более 10 лет, так как информационные системы начали создаваться уже в начале 90-х, а электронные выборы запустились только в 2005. Такого уровня защищенности систем у нас сегодня нет. Важны и механизмы, у нас сегодня мало у кого есть ID-карта, цифровая подпись еще, по сути, не работает и Mobile ID не имеет привязки к паспорту, что в таком виде не делает его достаточно надёжным для голосования. Мы, конечно, пройдём этот путь, но это занимает время.
В-третьих, важно и доверие людей к информационным системам, а доверие также растёт со временем.
В-четвертых, важны и регистры с постоянно обновленными данными с привязкой к демографическому регистру и автоматическим учетом рождений, совершеннолетия, смертей ид.
Что можно сделать пока?
Я считаю, что однозначно мы можем сделать электронный подсчёт протоколов и возможно электронное голосование на участках. Мы на прошлых выборах в Днепре доказали, что возможно публиковать электронные протоколы быстрее, чем это делает ЦИК и с публикацией протоколов, что вообще не делает даже ЦИК. Четыре волонтёра провели электронный подсчёт всех протоколов на выборах в Верховную Раду на 27 округе в Днепре и ночью, когда ЦИК опубликовало результаты 6% подсчитанных протоколов, волонтёры подсчитали уже 21%.
Также было сразу видно, какие протоколы, когда, где потом менялись, а это давало основание для дальнейших расследований. И это уже первый шаг к уменьшению фальсификаций.
Кроме того, можно рассмотреть применение электронного сканирование бюллетеней на участках или электронные машины голосования, то есть, приходя на участок, ты нажимаешь (почему не через отпечаток пальца?) кандидата, за которого ты голосуешь, и компьютер подсчитывает результаты. Или сканируется сразу бюллетень и подсчитывается результат, то есть минимальное вмешательство человеческого фактора.
Возможность электронного голосования предлагается и в законопроекте 4404, который мы подали с более 30 депутатами.
Не готовы? Кыргыстан, Бразилия, Конго и другие страны готовы, а мы, IT-шная страна, нет?
Конечно, система будет противодействовать, говоря, что мы ещё не готовы или будут фальсификации, но более ли надёжна данная система сегодня, где мы точно знаем какие методы используются и многое зависит от человеческого фактора? Разные страны пошли разными путями. И нам опять нужно найти свой.