Благодаря децентрализации с 2014 года доходы Днепра выросли в 4 раза
С 2014 года доходная часть бюджета Днепра выросла в 4 раза, а в текущем году достигла рекордных показателей - 14 млрд грн, из которых собственные доходы - 9 млрд грн.
С 2014 года доходная часть бюджета Днепра выросла в 4 раза, а в текущем году достигла рекордных показателей - 14 млрд грн, из которых собственные доходы - 9 млрд грн. Для сравнения, доходная часть на момент утверждения городского бюджета в 2014 году составила 3,4 млрд грн, в 2015 – 5,3 млрд грн. Об этом во время пресс-конференции 21 февраля сообщил председатель правления «Комитета избирателей Украины» Станислав Жолудев.
«С 14 млрд грн 9 млрд - это собственные доходы. Благодаря реформе децентрализации с каждым годом они увеличиваются на 200-250 млн грн. Так, если в первый год реализации реформы (2015-й) Днепру удалось собрать собственных доходов на 650 млн грн больше, чем в предыдущий год, то в 2016 году рост составил уже 850 млн грн, в 2017 – 1,1 млрд грн, а в 2018 – 1,3 млрд грн. Это произошло, прежде всего, за счет увеличения на 10% доли налога на доходы физических лиц, который теперь полностью остается в распоряжении города и является крупнейшим источником доходной части бюджета (почти 50% собственных доходов). Как следствие, власть Днепра получила возможность реализовывать крупные инфраструктурные проекты, восстанавливать коммунальный электротранспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, улучшать благоустройство города», - отметил Станислав Жолудев.
Сейчас большинство средств остается в Днепре, благодаря чему город может тратить ресурс на собственное развитие. Ранее Днепр отдавал в центральный бюджет 100% поступлений от налогообложения прибыли предприятий, 75% от заработной платы, поступления от аренды земли и других видов хозяйственной деятельности. Сейчас же в распоряжении города остается 100% единого налога, 80% экологического налога, 10% налога на прибыль предприятий, 5% акцизного сбора, поступления от других сборов.
«У Днепра появилось больше финансовых возможностей для развития гуманитарной сферы, медицинской отрасли, воплощение уникальных социальных проектов, предоставление материальной поддержки гражданам, внедрение различных муниципальных надбавок для работников бюджетной сферы. В 2019 году только на образовательную отрасль заложено 3,6 млрд грн - это даже больше, чем весь бюджет Днепра в 2014 году (3,4 млрд грн). Для того чтобы община города имела возможность самостоятельно решать, на что тратить средства, муниципалитет реализует программу «Партиципаторное бюджетирование» (Бюджет участия) и Программу содействия деятельности объединений совладельцев многоквартирных домов, жилищно-строительных кооперативов и кооперативов по обслуживанию в многоквартирных домах. На все это у 2019 году из бюджета Днепра выделяются рекордные суммы - 31 млн грн и 38 млн грн соответственно», - добавил эксперт.
Со своей стороны директор Днепропетровского обособленного подразделения учреждения «Центр развития местного самоуправления» Елена Тертышная отмечает, что крупные города почувствовали на себе преимущества децентрализации даже раньше, чем объединенные территориальные общины.
«Реформа децентрализации позволила крупным городам расширить собственную ресурсную базу. Если прямые отношения объединенных территориальных общин с государством начались только в 2016 году, то города областного значения первый децентрализационных бюджет реализовали после прошедших местных выборов 2015 года. Эти прямые инвестиционные потоки помогли им воплощать множество проектов. Также реформа позволила городам активно сотрудничать с донорами. Потому что после внедрения реформы децентрализации внимание к Украине и к муниципалитетов - как к лидерам реформы - выросла в разы », - отметила Елена Тертышная.
Как известно, реформа децентрализации была инициирована действующим президентом Украины Петром Порошенко. Это одна из самых успешных реформ в Украине, о чем отмечают, в частности, представители Совета Европы).
Процесс децентрализации в Украине было начато в 2014 году с принятием Концепции реформы местного самоуправления и территориальной организации власти (01.04.2014), законы «О сотрудничестве территориальных сообществ» (17.06.2014), «О добровольном объединении территориальных общин» (05.02. 2015) и изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы - по финансовой децентрализации.