Как приватизация стратегического предприятия может сделать днепрян заложниками Коломойского

В конце сентября Днепропетровский областной совет утвердил победителя на аукционе по продаже Аульской хлоропереливной станции. ООО «Агентство Мега Плюс» предложило за «АХПС» 30 миллионов гривен и уже 18 ноября заключило договор с облсоветом.

Аульская хлоропереливная станция занимается расфасовкой хлора, который покупает у завода «ДнепрАзот». Хлор используется для очистки питьевой воды. Неочищенная хлором вода содержит в себе бактерии, которые могут спровоцировать болезни желудка, а в масштабах страны – эпидемию этих заболеваний. Хлор поставляла «АХПС» на водоканалы Днепра, Кривого Рога, Каменского, а также в города других областей. Напрямую закупать хлор у «ДнепрАзота» водоканалы не могут – завод поставляет вещество в огромных цистернах. В свою очередь, коммунальные предприятия не могут его хранить на своей территории, так как хлор, помимо всего прочего – очень опасное вещество с ядовитыми свойствами. Он может повредить слизистую, а в больших количествах убить человека.

Так зачем же Днепропетровскому облсовету понадобилось продавать стратегическое предприятие, аналогов которому в Украине практически нет? Тем более, «Агентство Мега Плюс», которое приобрело «АХПС», судя по специализации, занимается лишь сдачей в аренду имущества.

К достаточно специфическим работам, которые проводятся на «Аульской хлоропереливной станции» фирма не имеет никакого отношения.Для этого нужно понять, кому выгодна продажа предприятия. Один из основателей ООО «Агентство Мега Плюс» — Евгений Засименко. Человек с таким же именем занимал пост директора «Полтаваоблэнерго».

Известно, что «Полтаваоблэнерго» принадлежит двум людям – российскому бизнесмену Григоришину и днепровскому олигарху Игорю Коломойскому. Последнему также, напомним, принадлежит «ДнепрАзот», где производится хлор. То есть, по сути, Аульская хлоропереливная станция перешла под контроль группы Коломойского – олигарх сможет контролировать не только производство, но и поставки, монополизировав всю сферу целиком.

Характерно и то, что часть депутатов Днепропетровского областного совета, голосовавшие за это решение, также связаны с олигархом. К примеру, решение о приватизации поддержала фракция «Відродження» — партии, которую Игорь Коломойский контролирует напрямую. Связь с одиозным олигархом можно проследить и у «укроповца» Павла Кравченко – тот возглавляет правление «Запорожского ферросплавного завода», который некогда принадлежал Коломойскому. Ко всему, решение о приватизации “Аульской хлоропереливной станции” подписал на тот момент заместитель главы облсовета Святослав Олейник, давний соратник Коломойского, тоже член фракции “Відродження”.

Можно догадаться, что депутаты могли голосовать с подачи олигарха. Однако депутаты присягали на верность народу Украины, а не лично Игорю Валерьевичу присягали.

Помимо того, что Коломойский и его партнеры могут нагреть руки на областном имуществе, есть и более серьезные угрозы. Для этого стоит вспомнить июль 2018 года.

«ДнепрАзот» вдруг останавливает производство. «АХПС» рассылает уведомления по водоканалам, что не может больше поставлять вещество. В итоге почти вся Днепропетровская область и ряд других регионов Украины оказываются под угрозой остаться без питьевой воды. В Днепре этот вопрос решили через закупку хлора у «Зовнішагротранс-1». Особенность этой фирмы из Закарпатья в том, что она покупает уже расфасованный хлор в Венгрии и Хорватии и уже оттуда завозит на водоканалы.

Как рассказала главный технолог КП “Днепрводоканал” Ирина Флягина, они ежегодно проводят тендер — поставщик, как правило, был ООО “АХПС” (фирма, которая арендовала производство на хлоропереливной станции). Хлор был всегда из “ДнепрАзота”. Вплоть до 2018 года.

18 июня нам пришло письмо от “Аульской хлоропереливной станции о том, что могут быть “перебои с поставками”. Требовали сделать запас хлора. А это нереально — мы можем его хранить максимум 15 дней, согласно правилам безопасности, — рассказывает технолог.

“Днепрводоканалу” пришлось срочно объявлять тендер, ведь запас был лишь до 2-3 июля. В итоге, поставлять хлор в Днепр стало ООО “Зовнішагротранс-1”, которое импортирует хлор из-за границы.

Сергей Иванов, главный эксперт по нормативно-правовой политике «Ассоциации водоканалов Украины», отмечает: таких предприятий в Украине немного, но работают они стабильно. Что примечательно, хлор они продают по цене ниже, чем это начал делать «ДнепрАзот» через Аульскую хлоропереливную станцию. При том, что у последних явно меньше затраты на перевозку и они не должны платить на таможне.

Объясняется это тем, что после «хлорного кризиса» в 2018 году «ДнепрАзот» завысил цены почти в три раза. Что же будет с ценой, когда Коломойский получит монопольное положение? Более того, в той же «Ассоциации водоканалов» уже подали жалобы в Антимонопольный комитет и Кабинет Министров, ведь монополизация может стать причиной того, что инциденты с перебоями в поставках хлора могут повториться и не единожды. Где гарантия того, что «ДнепрАзот» снова не остановится? Тем более, что по последним данным завод стал покупать электроэнергию у России, с которой мы воюем, и говорить о каких либо стабильных поставках чего-либо из РФ нельзя.

Единственной альтернативой остаются поставки из-за границы. Они пока стабильны, но зависят от того, продлят ли лицензии компаниям-импортерам. Ведь для завоза хлора в страну, который также считается веществом военного назначения нужны разрешения от СНБО, Укртрансбезопасности.

В сухом остатке выходит: днепряне и жители области становятся заложниками монополии Игоря Коломойского. Это означает, что по воле одного олигарха может расти цена на хлор. Более того, как заявлял эксперт “Ассоциации водоканалов”, ситуации с прекращением поставок хлора, а следовательно и питьевой воды, могут повториться. А без хлора, как мы уже писали выше, обойтись невозможно — аналоги очень дорогие и менее эффективные.

Да и сама “Аульская хлоропереливная станция” — предприятие повышенной опасности. Ситуация, как минимум, настораживает, ведь относительно недавно на хлоропереливной станции уже был инцидент с завозом хлора непонятного происхождения в контейнерах без необходимой маркировки. При этом надежность самого контейнера вызывала большие вопросы. А хлор – крайне опасное вещество, де-факто может использоваться, как химическое оружие. Теперь же “АХПС” будет управлять фирма, которая по КВЕДу занимается лишь сдачей имущества в аренду.

49000.com.ua