Какую историю хранит одна из главных улиц Днепра (ФОТО)

Удивительно, что улица о которой пойдет сегодня речь, получила свое название не в советскую эпоху. Это одно из старейших названий города, впервые встречающееся на плане Екатеринослава в 1885 году.

История улицы Рабочей

Улица Рабочая наравне с проспектом Кирова — одна из главных перпендикулярных Днепру магистралей города.

До революции 1917 года она насчитывала всего несколько кварталов отходивших от Пушкинского проспекта.

В начале улицы в 1896 году была построена Благовещенская церковь, имеющая и другое название — Александро-Невская. Эта церковь сохранилась и сейчас, но в несколько другом виде.

После революции город начал выдвигаться в степь. Застраивались новые кварталы одноэтажных домиков. В 1929 году решением горсовета индивидуальная застройка была упорядочена, и образованы улицы:

Каверина, Автодоровская, Профинтерна и Социалистическая.

«В 40-х годах появился трамвай № 11»

В конце 1940 годов по улице Рабочей проложили новый трамвайный маршрут — теперь № 11, а с января 1941 года начали регулярное движение.

И уже после войны, в 1945 году, к корпусам строящегося автозавода по улице Рабочей была снова проложена трамвайная ветка.

Это один из самых длинных трамвайных маршрутов нашего города.

 
Когда застраивалась Рабочая

Верхняя часть улицы Рабочей застраивалась в 1953-1955 годах. Здесь стоят ряды красивых домов в стиле «сталинский ампир» с сохранившимися лепными украшениями на фасадах и на крышах— вазы, декоративные шишки, советская символика — звезды, серпы и молоты.

В самом конце — монументальное здание центральной проходной и главной конторы завода ЮМЗ, и два дома с декоративными башнями. Башни эти напоминают ракеты и говорят нам на архитектурном языке о космическом профиле «автозавода».

Площадь перед дирекцией завода ЮМЗ — является выразительным и оригинально продуманным центром всего этого района.

 
Самое значимое здание

Самое крупное и импозантное здание, как сказали бы раньше — «общественно-культурного назначения», — Дворец культуры ЮМЗ или Дворец машиностроителей. Он был построен в 1956 году по проекту архитектора В.С. Георгиевского. Зрительный зал рассчитан на 1000 мест. Классический образец стиля «сталинский ампир», причем в его позднем варианте, незадолго до того, как Никита Сергеевич Хрущев начал борьбу с «архитектурными излишествами».

Особенно интересна сохранившаяся скульптурная группа, венчающая фасад Дворца. Такие скульптурные группы были очень популярны в сталинское время. Композиция продумана до мелочей. Изображены мужчина и женщина.

Женщина сидит и держит в руке открытую книгу. Впереди группы — музыкальный инструмент — лира. Мужчина говорит с женщиной. Его рука развернута в сторону завода и его главной конторы.

Скульптура изображает «культурный досуг советских людей», но главный вектор жизни определен четко — в данном случае это Южный машиностроительный завод. Рука мужчины указывает «главную жизненную дорогу» — путь к светлому будущему.

В нижней части скульптурной группы сохранилась подпись — И. Зноба. Это один из двухскульпторов — отец и сын — И.С. Зноба и В.И. Зноба, создавших знаменитый днепропетровский памятник Т. Г. Шевченко на Монастырском острове.

Возле Дворца стоит памятник — бюст главного инженера и директора Южного машиностроительного завода — Александра Максимовича Макарова. Его открыли в 1981 году еще при жизни Макарова. По советскому законодательству, памятник при жизни мог получить только дважды Герой Советского Союза и Социалистического Труда.

Когда Макаров получил вторую звезду Героя Соцтруда и вторую медаль «Золотая звезда», ему поставили памятник.

А после смерти А. М. Макарова в 1999 году, площадь вокруг Дворца также назвали его именем.

По материалам Максима Кавуна. Сайт gorod.dp.ua.