Днепрянам показали, как выглядел центральный проспект города 100 лет назад

Днепрянам показали, как выглядел центральный проспект города 100 лет назад

Город 17 марта 2019, 21:23

За более чем два века существования Днепр неоднократно менялся. Уникальный облик города обновлялся так быстро, что многие уже не помнят, каким был город всего 50 лет назад. О том, как выглядел центральный проспект Днепра на серии фотографий «было-стало». Об этом стало известно из публикации Facebook-сообщества «Екатеринославъ-Днепропетровск».

Небольшой квартал чётной стороны проспекта между улицами Ю. Словацкого и Половицкой занимает территория зелёных насаждений со зданием театра Оперы и Балета (пр. Яворницкого, 72А). В первой четверти XIX века здесь располагались приземистые казематы городской тюрьмы. К 1815 году их было четыре, а местность именовалась Острожной площадью. Позже тюрьму перенесли на место нынешнего Сквера Героев (бывший сквер им. Ленина), и в 1850-х годах казематы снесли. Пустырь стал использоваться для народных гуляний и именоваться Качельной площадью. В 1885 году на её месте был благоустроен Яковлевский сквер, ставший в советское время «Детским парком имени Войцеховича». В 1974 году парк ликвидировали, и на его территории выстроили совершенно безликое здание оперного театра. Внимания заслуживает здесь только красивейший фонтан «Муза», открытый в едином комплексе со зданием театра и реконструированный в 2003 году.

На углу с улицей Половицкой стоит четырёхэтажный жилой дом (пр. Яворницкого, 72). Он был выстроен в конце XIX века как доходный дом и принадлежал семье Ильевых. Изначально здание было трёхэтажным. Вплотную к дому Ильевых в те же годы был построен двухэтажный дом Немировского, которым уже в 1910-х годах владел известный бельгийский промышленник Эмиль Вюрглер. Во второй половине 1930-х годов была выполнена капитальная реконструкция этих двух зданий. Бывшие дома Ильевых и Вюрглера надстроили до четырёх этажей и объединили общим фасадом в единой стилистике. В конце 1990-х годов левое крыло здания сгорело (бывший дом Вюрглера), и сейчас на его месте заканчивается строительство бизнес-центра. А бывший дом Ильевых, точнее то, что от него осталось после реконструкции 1930-х годов, снова стал отдельным зданием.

Перейдём на нечётную сторону этого квартала проспекта. Улица Андрея Фабра (до недавнего времени ул. Серова) в старину носила название Садовая. Вплотную к Садовой примыкал Казённый сад, ставший позднее Городским садом (нынешний парк им. Лазаря Глобы). Кромка Городского сада вдоль Екатерининского проспекта начала застраиваться с 1860-х годов.

На нечётном квартале проспекта, от улицы Фабра и до здания театра Драмы и комедии (до недавнего времени театр им. Горького), сохранилась вся старинная застройка. Однако, не все строения дошли до наших дней в первозданном виде. Угловой участок занимает перестроенное до неузнаваемости старинное здание — одно из первых в этом квартале проспекта (ул. Фабра, 2). Изящный одноэтажный особняк с мезонином и стрельчатыми окнами изначально принадлежал домовладельцу Щекутину. В 1870-х годах его арендовал Военный клуб офицеров Симферопольского и Феодосийского полков, а позже в здании работал магазин промышленника Эмиля Вюрглера. В 1960-х годах уцелевшее в годы войны здание было перестроено под размещение ресторана «Юбилейный». В ходе реконструкции стрельчатые окна превратили в прямоугольные проёмы, часть крыши оборудовали под летние залы. А в результате последней реконструкции начала 2000-х годов получилось тяжеловесное двухэтажное строение, которое даже отдалённо не напоминает былой облик старинного особняка.

За особняком Щекутина сохранились два недавно отреставрированных старинных дома постройки конца XIX века, которые также в старину принадлежали Щекутину (пр. Яворницкого, 87 и 89). Дальше застройку продолжает возведённый в 1870-х годах римско-католический костёл (пр. Яворницкого, 91). Не так давно старинному храму наконец-то вернули первоначальный облик. А долгие годы строение, со значительно изменённым после войны фасадом, разрушалось и являлось объектом многолетних споров между католической общиной города и владельцем.

Следом за костёлом — массивное здание «Дома Союзов» (пр. Яворницкого, 93). В 1910-12 годах на этом участке было выстроено четырёхэтажное здание в стиле модерн, которое заняла бесплатная школы Общества попечения о женском образовании. Позже корпус неоднократно подвергался перестройкам. В 1930-х годах пристроили новое крыло, а главный фасад получил классические черты с колоннадой и фронтоном по центру. В годы оккупации здесь размещался немецкий госпиталь и для доставки раненых, через арку во двор, даже проложили трамвайную колею. Свой современный облик здание «Дома Союзов» приобрело в 1970-х годах.

Дальше центральный проспект перетекает в пространство, ныне именуемое Половицкой площадью, на которой уже много лет размещена строительная площадка метрополитена. Эта площадь была обустроена в конце XIX века и называлась «Площадь у Городского сада». Её благоустройство, с созданием булыжных мостовых и цветника, производилось в конце XIX века. В 1880-х годах по проспекту от площади до железнодорожного вокзала был проложен бульвар. 21 января 1925 года в центре площади открыли бюст Ленина, после чего ей присвоили имя Ленина. В 1933 году памятник убрали, а ещё через три года площадь переименовали в честь писателя Максима Горького, имя которого она носила до недавнего времени.

В 1907 году на кромке Городского сада перед площадью было возведено здание Зимнего театра. Архитектор Фёдор Булацель разработал проект здания в стиле модерн. Дальнейшая реконструкция театра в классическом стиле была выполнена в 1941 году по проекту архитектора Александра Красносельского. Несколько десятилетий здание занимает театр имени Горького, сменивший недавно своё название на театр Драмы и комедии (пр. Яворницкого, 97).

Чётный квартал проспекта перед Половицкой площадью застроен преимущественно в послевоенное время. За упомянутыми ранее бывшим доходным домом Ильевых и бизнес-центром по соседству с ним квартал разделяет небольшой старинный Скориковский переулок, который со времён Екатеринослава никогда не менял своего названия. За ним проспект продолжает жилая «сталинка» постройки 1950-х годов (пр. Яворницкого, 74), за ней — корпус Технологического колледжа, выстроенный в 1933 году как Мукомольный техникум (пр. Яворницкого, 76).

На дворовом участке дома №74 с дореволюционных времён сохранилось мощное шестиэтажное строение бывшей мельницы Тиссена — владельца известного мукомольного предприятия в Екатеринославе. Здание бывшей мельницы уже много лет занимает общежитие Технологического колледжа. Далее по проспекту — шестиэтажный массивный жилой дом (пр. Яворницкого, 78), построенный по проекту архитектора Горбоносова в 1949-52 годах. А завершает квартал перед улицей Столярова жилой дом со скошенной центральной частью на углу, построенный в 1953 году по проекту архитектора Яковлева (пр. Яворницкого, 82). В старину оба эти участка принадлежали известному екатеринославскому купцу Мине Копылову, на которых, кроме собственного особняка, размещалась типография и редакция его газеты «Приднепровский край». А на месте угловой части дома №82 в старину размещалось деревянное здание Зимнего театра Мини Копылова, уничтоженное пожаром зимой 1896 года.

На противоположном углу проспекта и улицы Столярова (в старину носившей название Фабричная) — знакомое всем здание уже бывшего кинотеатра «Родина». В 1909 году здесь был построен деревянный «Биоскоп Зайлера» — первый кинотеатр Екатеринослава, сгоревший в 1912 году. Через год на его месте возвели новый кинотеатр «Гигант». Красивое здание в стиле модерн с сидящими статуями на крыше, украшало угол проспекта и Фабричной улицы вплоть до 1963 года, после чего было реконструировано. А последняя реконструкция кинотеатра, получившего ещё в 1945 году название «Родина», была выполнена архитектором Ниринбергом в 1970-х годах, после ещё одного сильного пожара. Сейчас здание бывшего кинотеатра занимает ресторан-пивоварня «Старгород» (ул. Столярова, 1).

Ровный, как стрела, проспект имеет единственный изгиб в районе улицы Столярова. Он обозначен вогнутой поверхностью пяти-шестиэтажного жилого дома с лепниной на фасаде и четырьмя фронтонами на шестиэтажной части (пр. Яворницкого, 88). Этот дом построен по проекту архитектора Ветвицкого в конце 1940-х — начале 1950-х годов, на месте старинных домовладений Арановича, Хенкина и Шварц, застройка которых была разрушена в 1941 году.

За ним на углу проспекта с улицей Мостовой стоит ещё один массивный жилой дом советской эпохи, построенный в 1939-41 годах по проекту архитектора Самодрыги (пр. Яворницкого, 90). До революции этот участок принадлежал известному в Екатеринославе акционерному обществу «Зигель и Ко», которое специализировалось на устройстве отопления, вентиляции, водопровода и канализации. Вдоль проспекта здесь размещались несколько одноэтажных корпусов, а в глубине участка в саду стоял двухэтажный корпус с клубными и театральными помещениями.

На противоположном углу проспекта и улицы Мостовой мы видим четырёхэтажный жилой дом в стиле конструктивизм (пр. Яворницкого, 94). Здание было выстроено в конце 1920-х — начале 1930-х годов для жилищного кооператива «Красный мукомол». За ним — жилой дом, построенный в 1939-41 годах по проекту архитекторов Лейкина и Юхилевича для Главхлеба (пр. Яворницкого, 94А).

Следующий жилой дом был выстроен в стиле конструктивизм в 1939-40 годах для Военведа (пр. Яворницкого, 96). Все эти три здания занимают территорию старинной усадьбы, до революции принадлежащей Софье Богдановне Фальц-Фейн — известной представительнице знаменитого старинного рода немецких колонистов. Завершают квартал на углу с улицей Княгини Ольги (до недавнего времени ул. Горького (в старину Широкой) два красивейших здания схожих между собой по архитектуре и уже давно объединённые в один адрес (пр. Яворницкого, 98). Оба дома были выстроены в конце 1890-х годов. Современное правое крыло в старину принадлежало домовладельцу Долгову. Левое крыло с угловой башенкой, акцентирующей угол Проспекта и улицы Княгини Ольги, принадлежало купцу Абраму Зильберману. Его занимал конторский корпус торгового дома «А.Г. Зильберман и С-я» — известного предприятия, специализировавшегося на торговле мануфактурой. В настоящее время оба здания отреставрированы, их занимают различные конторы и офисы.

Вернёмся к улице Мостовой и перейдём на нечётную сторону проспекта. Здесь по ходу к улице Шмидта как полностью, так и частично, сохранились здания времён Екатеринослава. Заслуживает отдельного внимания, казалось бы, один жилой дом, но имеющий два адреса — пр. Яворницкого, 99 и 101. Фасад этого старинного здания замаскирован под стиль, характерный для сталинской эпохи. Под №99 замаскировался фасад старинного доходного дома купца Когана, а под №101 — доходного дома домовладельца Миллера. Оба здания, изначально схожие между собой по архитектуре, сильно пострадали осенью 1943 года и были восстановлены в 1948-50 годах по проекту архитектора Горбоносова, с применением единого фасада с колоннадой по центру.

В первозданном виде сохранилась Лютеранская кирха, построенная по проекту архитектора Вильке в 1865-66 годах на средства лютеранской общины города (пр. Яворницкого, 103).

За ней частично сохранился бывший двухэтажный доходный дом лютеранской общины, выстроенный в 1896-97 годах. В ходе реконструкции 1967 года здание было надстроено до четырёх этажей (пр. Яворницкого, 105). Далее по ходу проспектом сохранился ещё один двухэтажный старинный дом, когда-то принадлежащий семье Пчёлкиных (пр. Яворницкого, 107).

За ним — жилая «сталинка», построенная в 1952-54 годах в стилистике послевоенного советского «ар-деко» (пр. Яворницкого, 109). Дом выстроен по проекту архитектора Шнееерсона на участке, до революции принадлежавшем семье Юдельсон, красную линию которого занимал доходный дом. Завершает квартал на углу проспекта и улицы Шмидта (в старину Гимнастической) небольшой двухэтажный угловой дом с башенкой, украшенный статуями кариатид (пр. Яворницкого, 111). Здание было выстроено в 1890-х годах пивоваренным заводом «Наследников Ф.Ф. Боте», которому принадлежал и огромный участок в глубине квартала. Первый этаж углового корпуса когда-то отводился под торговые помещения, а на втором размещалась контора и квартира управляющего пивоваренного завода. Дом хорошо сохранился до наших дней, и вот уже более ста лет является украшением этого перекрёстка проспекта.

 

Читайте также