В Днепре рассказали об загадке железных дорог городского парка: фото

В Днепре рассказали об загадке железных дорог городского парка: фото

Фото Город 23 марта 2019, 19:00

Практически каждый житель Днепра знаком с парком имени Лазаря Глобы и детской железной дорогой в нем. Об этом сообщает "Днепр.инфо"

Но мало кто знает, что до появления ДЖД в 1910 году в парке работала узкоколейная кольцевая линия. Кроме того, существовала еще одна отдельная железнодорожная ветка. 

Южно-русская сельскохозяйственная, промышленная и кустарная выставка, проходившая в 1910 году, прославила город благодаря масштабам, зрелищным видам, обустройству и экспонатам. Радовали взгляд приезжих и вагончики узкоколейки. Экскурсионный трамвай проходил мимо основных экспозиций выставки, что позволяло гостям наслаждаться видами и с удобством перемещаться по территории технического сада. 

В книге «Путеводитель и каталогъ. Южно-Русская областная выставка въ Екатеринославе 1910 г.» можно найти описание очевидца мероприятия:

«Если вы захотите объехать территорию выставки кругом, вы у скрещения этих линий сядите на электрический petite – трамвай, линия которого, в виде неправильного круга огибает всю территорию выставки, проходя мимо упомянутых двух павильонов, уклоняясь затем к бюро, проходя возле павильонов художественной галереи, арестантского, поворачивая к главному павильону, мимо павильонов Вюрглера, Брянского Общества к павильонам животноводства…

…Отсюда вы пройдете мимо железно-дорожного отдела, имея его по левую руку, и подъездного пути особой ветки Екатерининской железной дороги. проложенной к территории выставки…. От павильонов животноводства вы можете повернуть по линии узкоколейного трамвая и выйти на одну из скрещивающихся линий».

На городском сайте удалось найти комментарий пользователя, который более детально описывает устройство дороги и самого состава, предположительно цитата из Альбома выставки:

«Рядом с железнодорожной веткой, на территории выставки, существовала еще увеселительная узкоколейная круговая дорога или, вернее трамвай. Трамвай общим протяжением в 1 версту был построен частными предпринимателями инженером Вишманом и братьями И. и И. Левиными. Общее наблюдение за постройкой линии трамвая и его эксплуатацией лежало на обязанности Технической Комиссии. Трамвай обслуживался 12-ти сильным бензиновозом Руртальскаго машиностроительного завода в Мюльгейме (Германия); бензиновоз мог развивать скорость в 15 верст в час, при силе тяги в 2400 пуд. Подвижной состав состоял из 4-х открытых вагонов, на 16 пассажиров каждый».

Как видим, в парк была проложена еще одна железнодорожная линия. Близкое расположение к железнодорожному вокзалу обеспечивало быстрый доступ к выставке, это существенно экономило время и средства, затраченные на транспортировку экспонатов и доставку гостей.

В том же «Путеводителе…» есть описание железнодорожного отдела, который на выставке представляла Екатерининская железная дорога. Читаем:

«Екатерининская железная дорога, принимая участие в выставке, имеет главную и почти единственную цель – ознакомить посетителей выставки с теми путевыми устройствами и перевозными средствами, которыми дорога оборудована для обслуживания промышленности, представленной на выставке.

Соответственно этому, Екатерининская железная дорога установила паровоз и вагон из числа тех, которыми дорога была оборудована, когда промышленность еще только начала развиваться. Для сравнения установлены паровоз и подвижной состав, соответствующие современному состоянию промышленности.

Кроме паровозов подвижного состава, служащих для перевозки продуктов промышленности, Екатерининская железная дорога выставляет вагон, для перевозки рабочих и санитарный вагон, предназначенный для подачи медицинской помощи.

Для демонстрации путевых устройств уложены разных типов рельсы и стрелки, а равно установлены приборы для централизации и блокировки.

В целях ознакомления посетителей со средствами борьбы со снегом, выставляются все типы имеющихся на дороге снегоочистителей, из которых один (Лесли) можно будет приводить в движение».

В целом в Екатеринославе узкоколейных железных дорог было несколько. Первая, это собственно и была линия первого трамвая, проложенная в 1897 году. Ширина ее колеи составляла 1 метр. В книге Ивана Науменко «С Вершины столетия» читаем:

«В Екатеринославе в связи с тем, что трамвайное полотно отделено от проезжей части дороги, выложенной брущаткой, было решено положить обычные железнодорожные рельсы… Ширина колеи составляла один метр. Рельсы укладывали на деревянные шпалы длинной от 1600 до 1800 миллиметров».

Известно, что в 1930-х годах узкоколейку электрического городского трамвая «переложили» на 1524 миллиметров.

Современная детская железная дорога в парке Глобы частично прошла по линии экскурсионного выставочного трамвая 1910 года. Ширина узкоколейных железных дорог в советские времена составляла 750 миллиметров.