Днепр становится безопасным и комфортным: борьба власти с вандализмом приносит результаты

Днепр становится безопасным и комфортным: борьба власти с вандализмом приносит результаты

Местные жители Днепра довольны действиями городских властей в рамках борьбы против вандализма.

Вандализм – острая проблема любого города не только в Украине, но и за ее пределами. Если вы думаете, что вандализм — это граффити на стенах или осквернение памятников, то глубоко ошибаетесь. Каждое разбитое стекло в доме, фонарь на улице, изуродованные дорожные знаки или украденный люк для сдачи на металлолом – является маленьким пазлом огромной системы, которая формирует тотальный беспредел в городе и, в конечном итоге, ведет к увеличению уровня преступности.

Да, подобные правонарушения пресекаются законом в виде штрафов до ста необлагаемых минимумов доходов граждан или даже лишением свободы сроком до двух лет, но не всегда эти способы действенны на практике.

Как известно, благоприятная обстановка в городах влияет на поведение людей. Это было научно доказано еще в 1982 году американскими социологами Джеймсом Уилсоном и Джорджем Келлингом, которые выдвинули концептуальную «Теорию разбитых окон» о том, что при виде беспорядка люди перестают вести себя цивилизованно и начинают усугублять ситуацию.

Брошенный на чистую землю окурок вызывает цепную реакцию других, более крупных беспорядков в виде разрисованных стен, разбитых фонарей и загаженных лифтов.

В 1980-х годах Нью-Йорк остро столкнулся с проблемой вандализма и его проявлений на социальную жизнь горожан. Более 1500 преступлений в день, 6-7 убийств в сутки, разрисованные и грязные вагоны метро, в которые пассажиры попросту боялись заходить, ведь за углом их ожидал грабитель, — Нью-Йорк оказался в тисках свирепой эпидемии преступности.

Но потом случилось необъяснимое. Достигнув пика к 1990-му году, преступность в городе резко пошла на спад. Новый руководитель нью-йоркского метрополитена Дэвид Ганн применил «Теорию разбитых окон» на практике, и начал борьбу против граффити.

Городская общественность поначалу не была в восторге от этой идеи, мол, в городе и так проблем хватает. Но тотальная очистка вагонов метро благоприятно повлияла на ситуацию в целом. В результате преступность в метрополитене значительно снижалась.

С негативным проявлением вандализма сталкиваются и в современном мире. Украина не является исключением. Такие крупные города, как Киев, Львов, Одесса, Харьков, Днепр ежедневно ведут борьбу с этой проблемой.

Городская власть Днепра проводит постоянную и системную борьбу с вандализмом на всех уровнях, понимая, что незначительные, на первый взгляд, проблемы запускают цепную реакцию и приводят к серьезным последствиям.

Пресекая в корне даже мельчайшее проявление вандализма, местное самоуправление предотвращает серьезный беспредел, разрушения и рост преступности. Помимо этого, следуя принципам «Теории разбитых окон», подобные шаги городских властей неизбежно делают город более комфортным и безопасным для его жителей.

На уменьшение проявлений вандализма в Днепре существенно повлияли: установка камер видеонаблюдения и улучшение освещенности улиц. За 4 года в Днепре уровень освещенности улиц увеличился на 40%, с 55% в 2015 году, до 95% — в 2019-м. К концу 2020 года в Днепре будет действовать около 1,5 тысячи видеокамер.

К тому же, по инициативе мэра города Бориса Филатова были закрыты так называемые «наливайки» и незаконные пункты приема вторичного сырья, что снизило уровень хищений и порчи коммунального имущества.

Проявления вандализма фиксируются и на объектах предприятий теплоснабжения. Так, на магистралях КП «Коменергосервис» в 2018 году было украдено 869 защитных листов с оцинкованной стали тепловой изоляции. Однако всего за год численность краж уменьшилось в 10 раз — в течение 2019-го было украдено лишь 85 листов. С начала 2020 года зафиксировано 60 таких случаев.

Борьба с незаконными пунктами приема металла хорошо повлияла и на сохранение лифтов. За пять лет количество остановленных лифтов через хищения уменьшилась в 6 раз — с более 300 в 2015 году до 50 в 2019-м.


«У меня было много таких инициатив, которые воспринимали как волюнтаризм или самоуправство, но они приносили результат – начиная от сноса пунктов приема металла и заканчивая объявлением вознаграждения в 100 тысяч гривен за вандалов, которые изуродовали памятник Александру Полю», — говорит Борис Филатов.

Вандализм в многоквартирных домах – еще одна насущная проблема в Днепре, с которой городской власти приходится бороться. Попадаются случаи, когда сами жильцы или их гости не уважают своих соседей и занимаются вандализмом – сорят в парадном и уничтожают коммунальное имущество. Как результат – разрисованные подъезды, мусор под ногами и разбитые лампочки.

Председатели правлений домов по-разному подходят к решению этой проблемы, в основном это установление видеонаблюдения, жители дома должны знать «героев» в лицо. Помимо этого, устанавливают специальные антивандальные светильники или светодиодные ленты, сигнализацию на лифтовое оборудование.

Часть средств на установку необходимой техники в подъездах выделяются из городского бюджета. В Днепре действует пять программ, по которым жилищные объединения могут получить финансовую помощь для выполнения работ в доме. Ежегодно проводится около 1000 ремонтов в более 600 таких объединениях.

Сами местные жители Днепра довольны действиями городских властей в рамках борьбы против вандализма. По данным опроса общественного мнения, проведенного по заказу Днепровского городского совета осенью 2019 года:

  • 91% житель Днепра поддерживает борьбу с «наливайками»;
  • 90% — борьбу с хищением металла;
  • 83% респондентов — запрет на продажу алкоголя в ночное время;
  • 78% — демонтаж незаконно установленных МАФов;
  • 76% горожан — эвакуацию неправильно припаркованных автомобилей;
  • 72% — создание дизайн-кода и размещения рекламных конструкций;
  • 64% — демонтаж незаконно установленных гаражей.

Вандализм – намного более масштабная проблема, чем может показаться на первый взгляд. Отреставрированные фасады домов, целые стекла в подъездах, урны на улицах, исправные лифты и чистый общественный транспорт – все это крайне важно для достижения всеобщего благополучия.

Такие вещи формируют социальную культуру у местных жителей, а город становится все более безопасным и комфортным.