Советник на общественных началах
Кабинет Юрия Голика находится на четвертом этаже в здании облгосадминистрации. Обстановка здесь не типичная для большинства госучреждений. В коридоре стоит стол для пинг-понга, на подоконниках лежат ракетки и мячики, на стенах — полки с книгами по бизнесу, менеджменту, психологии, художественная литература зарубежных и украинских авторов.
В приемной разгуливает Кот Тигр – кошка, которую приютили сотрудники администрации, увидев объявление в Фейсбуке. Ожидающие совещания чиновники с удовольствием играют с ней. Атмосфера в целом приятная, но деловая. Да и сам хозяин кабинета не вписывается в привычный образ высокого руководителя. Подтянутый, энергичный, на вопросы отвечает коротко и по сути. Новости узнает из сообщений CNN и BBC. О себе говорить не любит, зато с легкостью оперирует датами и цифрами.
— Можно ли вас назвать чиновником новой формации? Появилось уже такое понятие в Днепре, в Украине?
Я не чиновник, я советник на общественных началах. И если мы говорим о чиновниках новой формации, то это изменения в подходах к работе. Сейчас в обладминистрации применяются бизнес-подходы. Мы заставили всех мыслить категориями конкретных проектов, а не бесконечных процессов. Начали создаваться рабочие группы между сотрудниками департаментов. Ушли от закрытой кастовой системы, когда каждый департамент — какое-то государство в государстве. Это более эффективно с точки зрения организации труда и менеджмента. Но убить полностью бюрократию невозможно, потому что мы живем в некоем законодательстве и не мы его меняем.
— А что нужно изменить?
Нужно сократить количество чиновников, а остальным платить нормальные деньги. Сейчас мы обманываем самих себя. Зарплата губернатора была 8 тыс. грн, стала 11 тыс. грн. Окей, нам повезло, у нас в области губернатор пришел из успешного бизнеса, состоятельный человек и последние 10 лет официально сдавал все декларации, платил все налоги. А теперь давайте подумаем, что на это место приходит другой человек, классический чиновник, всю жизнь находящийся на госслужбе, и что, мы будем наблюдать, как человек с зарплатой 11 тысяч гривен руководит областью? Давайте спросим, если бы мы были владельцами крупного предприятия, мы бы наняли на руководящую должность человека на зарплату 11 тысяч? Если бы мы наняли, то что бы мы от него ожидали? Наверняка никаких выдающихся подвигов. Зарплата соответствует квалификации. Мы требуем от чиновников, чтобы они были кристально честными, забывая о том, что при этом нужно платить достойную зарплату. Это самообман.
— Сколько чиновников нужно сократить?
У нас в области 200 тысяч чиновников, образно говоря, это Павлоград, который полностью состоит из чиновников. Что они все делают? Это загадка, тем более в век информационных технологий. Мы считаем, что 80 процентов нужно просто убирать. Мы у себя уже сократили около 35 процентов. Нужно убирать лишние функции, делать дерегуляцию – все говорят об этом, но, по сути, ничего не меняется. Если вы зайдете вечером в кабинет кого-либо из заместителей председателя ДнепрОГА, вы увидите на столе огромную стопку бумаг, которые просто нужно подписать. Это накапливается за один день. Вопрос – зачем? Это непонятные отписки на записки, бестолковое времяпрепровождение. И во всем этом безумии мы умудряемся делать какие-то проекты и доводить их до логической точки.
— Вы сказали, что работаете на общественных началах. Зачем вам это нужно?
Есть две видимые модели поведения: либо сидеть на диване и писать в Фейсбуке, как все плохо, либо встать, пойти и пытаться поменять. Я решил идти и что-то делать, насколько хватит сил, терпения и энергии.
— Какие проекты областная администрация реализовывает совместно с городскими властями?
Вы имеете в виду Днепр? Самый масштабный проект — строительство Южного обхода, дороги, которая позволит пустить большегрузный транспорт в обход города. Плюс строим детские садики. Недавно один открыли на Левобережном-3, в следующем году откроем еще два. Но в рамках децентрализации у Днепра довольно большой бюджет, и они хорошо справляются сами, с дорогами в том числе. Мы больше помогаем малым населенным пунктам области, которые с помощью областного бюджета развиваются быстрее, на уровне областного центра.
— Строительство объездной дороги — очень актуальный вопрос для города. Премьер-министр пообещал выделить дополнительные 250 миллионов гривен на этот проект. Сколько денег нужно в общей сложности и на каком этапе работы сейчас?
Понятия объездной дороги в Днепре не существует. Для того чтобы она была, город, должен иметь радиальную структуру, например, как Париж, когда есть кольцевые и объездные. У нас есть просто дорога вне населенного пункта, которая позволяет большегрузным автомобилям объезжать город. В 2012 году был сдан участок 17 км между Криворожской и Запорожской трассами. Вторая очередь объездной – это 7 км, есть еще третья и четвертая очереди порядка 30 км. Второй участок выполнен на 50%. Мы восстановили все документы и понимаем, что в следующем году сможем достроить вторую очередь дороги – участок от Запорожской трассы до Южного моста. Стоимость работ – 503 млн грн. Важно понимать, что каждый год «простоя» увеличивает стоимость достройки от 80 до 95 млн грн.
— Можно ли надеяться, что трассы в области будут отремонтированы полностью?
Для того чтобы за 3—5 лет привести дороги в надлежащее состояние, нужно порядка 15 млрд в год. В этом году мы получили 150 млн, потом еще 93,5 млн и 400 млн за счет «таможенного эксперимента». Это все. Для сравнения, когда Польша вступила в ЕС, европейцы им выделили на дорожные ремонты 70 млрд евро за 10 лет. Это 7 млрд в год. Давайте считать: 7—8% дорог находятся в Днепропетровской области. 7 млрд евро умножить на 8% — получается 560 млн евро в год должно идти на дороги госзначения в Днепропетровской области. Это порядка 16,8 млрд гривен. А у нас было выделено около 250 миллионов – это чуть больше 1% от суммы, которая позволяет сделать качественные дороги европейского уровня.
Тем не менее есть позитивные изменения. Со следующего года начинает работать дорожный фонд, туда будут поступать деньги от акциза на топливо. В 2018 году это будет 50% от общего сбора, в 2019-м — 75%, а в 2020 году планируется, что 100% акцизного сбора будет идти на ремонт дорог. Плюс в рамках децентрализации часть дорог, за которые сейчас отвечает «Укравтодор», отдают на областной уровень и, слава богу, у нас будет возможность ими заниматься.