Советник на общественных началах

Советник на общественных началах

Кабинет Юрия Голика находится на четвертом этаже в зда­нии облгосадминистрации. Обстановка здесь не типичная для большинства госучреждений. В коридоре стоит стол для пинг-понга, на подоконниках лежат ракетки и мячики, на сте­нах — полки с книгами по бизнесу, менеджменту, психологии, художественная литература зарубежных и украинских авто­ров.

Советник на общественных началах

В приемной разгуливает Кот Тигр – кошка, которую прию­тили сотрудники администрации, увидев объявление в Фейсбуке. Ожидающие совещания чиновники с удовольствием играют с ней. Атмосфера в целом приятная, но деловая. Да и сам хозяин кабинета не вписывается в привычный образ вы­сокого руководителя. Подтянутый, энергичный, на вопросы отвечает коротко и по сути. Новости узнает из сообщений CNN и BBC. О себе говорить не любит, зато с легкостью оперирует датами и цифрами.

Советник на общественных началах

— Можно ли вас назвать чи­новником новой формации? По­явилось уже такое понятие в Дне­пре, в Украине?

Я не чиновник, я советник на об­щественных началах. И если мы гово­рим о чиновниках новой формации, то это изменения в подходах к работе. Сейчас в обладминистрации применя­ются бизнес-подходы. Мы заставили всех мыслить категориями конкретных проектов, а не бесконечных процессов. Начали создаваться рабочие группы между сотрудниками департаментов. Ушли от закрытой кастовой системы, когда каждый департамент — какое-то государство в государстве. Это более эффективно с точки зрения организа­ции труда и менеджмента. Но убить полностью бюрократию невозможно, потому что мы живем в некоем законо­дательстве и не мы его меняем.

— А что нужно изменить?

Нужно сократить количество чиновников, а остальным платить нормальные деньги. Сейчас мы об­манываем самих себя. Зарплата гу­бернатора была 8 тыс. грн, стала 11 тыс. грн. Окей, нам повезло, у нас в области губернатор пришел из успеш­ного бизнеса, состоятельный человек и последние 10 лет официально сдавал все декларации, платил все налоги. А теперь давайте подумаем, что на это место приходит другой человек, клас­сический чиновник, всю жизнь находя­щийся на госслужбе, и что, мы будем наблюдать, как человек с зарплатой 11 тысяч гривен руководит областью? Да­вайте спросим, если бы мы были вла­дельцами крупного предприятия, мы бы наняли на руководящую должность человека на зарплату 11 тысяч? Если бы мы наняли, то что бы мы от него ожидали? Наверняка никаких выдаю­щихся подвигов. Зарплата соответству­ет квалификации. Мы требуем от чи­новников, чтобы они были кристально честными, забывая о том, что при этом нужно платить достойную зарплату. Это самообман.

— Сколько чиновников нужно сократить?

У нас в области 200 тысяч чи­новников, образно говоря, это Пав­лоград, который полностью состоит из чиновников. Что они все делают? Это загадка, тем более в век инфор­мационных технологий. Мы считаем, что 80 процентов нужно просто уби­рать. Мы у себя уже сократили около 35 процентов. Нужно убирать лишние функции, делать дерегуляцию – все говорят об этом, но, по сути, ничего не меняется. Если вы зайдете вечером в кабинет кого-либо из заместителей председателя ДнепрОГА, вы увидите на столе огромную стопку бумаг, которые просто нужно подписать. Это накапли­вается за один день. Вопрос – зачем? Это непонятные отписки на записки, бестолковое времяпрепровождение. И во всем этом безумии мы умудряемся делать какие-то проекты и доводить их до логической точки.

— Вы сказали, что работаете на общественных началах. Зачем вам это нужно?

Есть две видимые модели пове­дения: либо сидеть на диване и писать в Фейсбуке, как все плохо, либо встать, пойти и пытаться поменять. Я решил идти и что-то делать, насколько хватит сил, терпения и энергии.

— Какие проекты областная администрация реализовывает совместно с городскими властя­ми?

Вы имеете в виду Днепр? Самый масштабный проект — строительство Южного обхода, дороги, которая по­зволит пустить большегрузный тран­спорт в обход города. Плюс строим детские садики. Недавно один открыли на Левобережном-3, в следующем году откроем еще два. Но в рамках децентрализации у Днепра довольно большой бюджет, и они хорошо справ­ляются сами, с дорогами в том числе. Мы больше помогаем малым населен­ным пунктам области, которые с помо­щью областного бюджета развиваются быстрее, на уровне областного центра.

— Строительство объездной дороги — очень актуальный во­прос для города. Премьер-ми­нистр пообещал выделить до­полнительные 250 миллионов гривен на этот проект. Сколько денег нужно в общей сложности и на каком этапе работы сейчас?

Понятия объездной дороги в Дне­пре не существует. Для того чтобы она была, город, должен иметь радиаль­ную структуру, например, как Париж, когда есть кольцевые и объездные. У нас есть просто дорога вне населен­ного пункта, которая позволяет боль­шегрузным автомобилям объезжать город. В 2012 году был сдан участок 17 км между Криворожской и Запо­рожской трассами. Вторая очередь объездной – это 7 км, есть еще третья и четвертая очереди порядка 30 км. Второй участок выполнен на 50%. Мы восстановили все документы и пони­маем, что в следующем году сможем достроить вторую очередь дороги – участок от Запорожской трассы до Южного моста. Стоимость работ – 503 млн грн. Важно понимать, что каждый год «простоя» увеличивает стоимость достройки от 80 до 95 млн грн.

— Можно ли надеяться, что трассы в области будут отремон­тированы полностью?

Для того чтобы за 3—5 лет приве­сти дороги в надлежащее состояние, нужно порядка 15 млрд в год. В этом году мы получили 150 млн, потом еще 93,5 млн и 400 млн за счет «та­моженного эксперимента». Это все. Для сравнения, когда Польша всту­пила в ЕС, европейцы им выделили на дорожные ремонты 70 млрд евро за 10 лет. Это 7 млрд в год. Давайте считать: 7—8% дорог находятся в Дне­пропетровской области. 7 млрд евро умножить на 8% — получается 560 млн евро в год должно идти на доро­ги госзначения в Днепропетровской области. Это порядка 16,8 млрд гри­вен. А у нас было выделено около 250 миллионов – это чуть больше 1% от суммы, которая позволяет сделать качественные дороги европейского уровня.

Тем не менее есть позитивные изменения. Со следующего года на­чинает работать дорожный фонд, туда будут поступать деньги от акциза на топливо. В 2018 году это будет 50% от общего сбора, в 2019-м — 75%, а в 2020 году планируется, что 100% акцизного сбора будет идти на ремонт дорог. Плюс в рамках децентрализа­ции часть дорог, за которые сейчас отвечает «Укравтодор», отдают на об­ластной уровень и, слава богу, у нас будет возможность ими заниматься.

Советник на общественных началах