В Днепре рассказали об истории улицы Рабочей: фото
Удивительно, что улица о которой пойдет сегодня речь, получила свое название не в советскую эпоху.
Удивительно, что улица о которой пойдет сегодня речь, получила свое название не в советскую эпоху. Это одно из старейших названий города, впервые встречающеесяна плане Екатеринослава в 1885 году.
История улицы Рабочей
Улица Рабочая наравне с проспектом Кирова — одна из главных перпендикулярных Днепру магистралей города.
До революции 1917 года она насчитывала всего несколько кварталов отходивших от Пушкинского проспекта.
В начале улицы в 1896 году была построена Благовещенская церковь, имеющая и другое название — Александро-Невская. Эта церковь сохранилась и сейчас, но в несколько другом виде.
После революции город начал выдвигаться в степь. Застраивались новые кварталы одноэтажных домиков. В 1929 году решением горсовета индивидуальная застройка была упорядочена, и образованы улицы:
Каверина, Автодоровская, Профинтерна и Социалистическая.
«В 40-х годах появился трамвай № 11»
В конце 1940 годов по улице Рабочей проложили новый трамвайный маршрут — теперь № 11, а с января 1941 года начали регулярное движение.
И уже после войны, в 1945 году, к корпусам строящегося автозавода по улице Рабочей была снова проложена трамвайная ветка.
Это один из самых длинных трамвайных маршрутов нашего города.
Когда застраивалась Рабочая
Верхняя часть улицы Рабочей застраивалась в 1953-1955 годах. Здесь стоят ряды красивых домов в стиле «сталинский ампир» с сохранившимися лепными украшениями на фасадах и на крышах— вазы, декоративные шишки, советская символика — звезды, серпы и молоты.
В самом конце — монументальное здание центральной проходной и главной конторы завода ЮМЗ, и два дома с декоративными башнями. Башни эти напоминают ракеты и говорят нам на архитектурном языке о космическом профиле «автозавода».
Площадь перед дирекцией завода ЮМЗ — является выразительным и оригинально продуманным центром всего этого района.
Самое значимое здание
Самое крупное и импозантное здание, как сказали бы раньше — «общественно-культурного назначения», — Дворец культуры ЮМЗ или Дворец машиностроителей. Он был построен в 1956 году по проекту архитектора В.С. Георгиевского. Зрительный зал рассчитан на 1000 мест. Классический образец стиля «сталинский ампир», причем в его позднем варианте, незадолго до того, как Никита Сергеевич Хрущев начал борьбу с «архитектурными излишествами».
Особенно интересна сохранившаяся скульптурная группа, венчающая фасад Дворца. Такие скульптурные группы были очень популярны в сталинское время. Композиция продумана до мелочей. Изображенымужчина и женщина.
Женщина сидит и держит в руке открытую книгу. Впереди группы — музыкальный инструмент — лира. Мужчина говорит с женщиной. Его рука развернута в сторону завода и его главной конторы.
Скульптура изображает «культурный досуг советских людей», но главный вектор жизни определен четко — в данном случае это Южный машиностроительный завод. Рука мужчины указывает «главную жизненную дорогу» — путь к светлому будущему.
В нижней части скульптурной группы сохранилась подпись — И. Зноба. Это один из двухскульпторов — отец и сын — И.С. Зноба и В.И. Зноба, создавших знаменитый днепропетровский памятник Т. Г. Шевченко на Монастырском острове.
Возле Дворца стоит памятник — бюст главного инженера и директора Южного машиностроительного завода — Александра Максимовича Макарова. Его открыли в 1981 году еще при жизни Макарова. По советскому законодательству, памятник при жизни мог получить только дважды Герой Советского Союза и Социалистического Труда.
Когда Макаров получил вторую звезду Героя Соцтруда и вторую медаль «Золотая звезда», ему поставили памятник.
А после смерти А. М. Макарова в 1999 году, площадь вокруг Дворца также назвали его именем.
По материалам М.Кавуна. Сайт gorod.dp.ua.