Комфортабельные автобусы против «скотовозок»: Днепр забудет маршрутки, как страшный сон
«Скотовозки», «душегубки» и «ведра с болтами», — эти и многие другие прозвища плотно закрепились за маршрутками на базе микроавтобусов в Днепре. Российские «ГАЗели», немецкие «Mercedes Sprinter» и «Volkswagen Crafter» и конечно же, — отечественные «Богданы» и «Руты». Все эти машины объединяют «почетный» возраст, внушительный пробег, сомнительное техническое состояние и скромная вместительность. Впрочем, последний пункт оставался на совести водителей. При «заводских» 18 посадочных местах, в условный «Спринтер» в часы пик можно спокойно «набить» 30 человек и это далеко не предел. В конце концов, большинство таких «Спринтеров» в девичестве, — грузовые. Их переделывали в пассажирские ещё в начале «нулевых», когда сертификация транспорта не была такой жесткой.
К слову о состоянии, летом 2019 года в Днепре стартовала массовая проверка маршруток. В ходе инспекций выяснилось, — свыше половины подвижного состава не соответствуют даже минимальным требованиям. Убитые салоны, разорванный кузов, запотевшие окна на которых прорастает «новая жизнь». Именно в таких условиях десятки и сотни тысяч днепрян ежедневно ехали на работу и домой.
Более того, из-года в год перевозчики требовали повышения стоимости проезда, а качество самих перевозок оставалось на прежнем уровне. В конечном счете терпению горожан и городских властей пришел конец. В августе 2019 года городские власти Днепра приняли решение привести в порядок тот хаос, который годами творился в маршрутной сети Днепра. Ведь именно на маршрутки приходится 60% всех выездов общественного транспорта.
«Скотовозки» уходят в прошлое
В частности, было принято решение заменить «уставшие» микроавтобусы – автобусами повышенной вместимости. По плану, такое понятие, как «маршрутка» и вовсе должно отойти в историю. Автобусы первого класса должны соответствовать определенным требованиям, — хорошее техническое состояние, нового подвижного состава и с каждым месяцем на дороги Днепра выходили все новые и новые комфналичие кондиционера, и конечно же большое количество сидячих мест с комфортными креслами.
Днепр входит в первую десятку городов Украины по положительным оценкам качества транспортной инфраструктуры со стороны жителей, опережая, в частности Одессу, Киев и Львов.
Новые «правила игры» все же были приняты. Перевозчики занялись закупкой ортные автобусы.
Стоит отметить, что модернизация автобусов, которые перевозят пассажиров в Днепре, происходит именно за счет частных перевозчиков. Бюджетные деньги на это не тратятся.
В данный момент регулярные автобусные перевозки в городе осуществляют 18 АТП. Они обслуживают 123 городских маршрута, общая протяженность которых — около 2410 км. Всего в Днепре в будний день на маршрутах в среднем работает 1200 автобусов и маршруток.
К слову, акцент в ходе модернизации маршрутной сети сделан именно на увеличении количества комфортных автобусов большой вместимости. Это позволяет перевозить большее количество пассажиров и снизить растущую транспортную нагрузку на дорогах. Именно так, — один условный автобус занимает меньше места, чем 4 маршрутки, и перевозит столько же пассажиров.
Размер имеет значение
А пока разваливающиеся «Руты» и «Спринтеры» уступают место автобусам большой вместимости, мы поинтересовались, — что же думают о модернизации маршрутной сети непосредственные потребители?
Большие автобусы конечно лучше обычных маршруток, в них намного приятнее ездить. В первую очередь – это комфорт для пассажиров и для водителя. Никому не приходиться «лежать» друг на друге, ведь автобусы намного вместительнее. Еще хотелось бы увидеть проездные и кондукторов как в Польше и Европе. И пассажирам было бы удобнее, и водителям проще, и рабочие места появились бы, — сообщил днепрянин Игорь.
Я предпочитаю большие автобусы, они намного комфортабельнее. Там намного удобнее, больше воздуха, есть чем дышать. И не маловажный сейчас фактор – люди друг к другу не прикасаются, — поделился впечатлениями Виталий.
И у маршруток, и у больших автобусов есть свои преимущества. Если спешишь или опаздываешь, то обычная маршрутка намного быстрее. Но что касается комфорта, то тут спринтеры сильно проигрывают. Поэтому когда еду на дальнее расстояние, то обычно выбираю большой комфортабельный автобус, — объяснила Елена.
Каждый день езжу в офис на работу на большом автобусе. Маршрутка тоже ходит в этом направлении, но после нее выходишь как после урагана. Поэтому я выбираю комфорт – больше места, воздуха. Особенно это важно в летнюю жару, — поделилась горожанка Алина.
Большим автобусам — быть!
Автобусы брендируются в рамках единого дизайн-кода города — как и общественный транспорт в целом. К примеру, городские троллейбусы будут лазурного цвета, трамваи — красного, автобусы — желтого. Завершить полное брендирование всего городского автобусного транспорта планируется в мае 2021 года.
Что же думают об автобусах повышенной вместимости сами перевозчики? Насколько проще или наоборот – сложнее работать с новой техникой? Дороже ли в обслуживании несколько спринтеров или один большой автобус? Упал ли пассажиропоток и как отреагировали на новинку пассажиры? На эти вопросы ответил директор автотранспортного предприятия ООО ПФ «Технополис» Евгений Герасименко.
Новые автобусы имеют пандусы для удобного заезда людей с колясками и места для колясок. Машины оснащены Wi-Fi, имеют приборы для подзарядки гаджетов.
«Прошлым летом, городские власти начали внедрять новую маршрутную систему, — вводить в город автобусы большей вместимости. Тем самым заменять микроавтобусы машинами первого класса.
Мы одно из первых предприятия, которые за 2-3 месяца завезли новые автобусы из-за границы. Машины оборудованы низким полом, пандусами для людей с ограниченными возможностями и комфортными креслами. Как плюс, — это городские автобусы. В них предусмотрены большими площадки для стоячих пассажиров. Как выяснилось в ходе обкатки, — пассажирам они очень понравились. В час пик ехать в загруженном автобусе стоя – проще, чем давиться в забитом спринтере.
Большой автобус, по моему мнению, практичнее. В первую очередь это комфорт для пассажиров, а во вторую – для водителя. Он работает на три двери и не ждет, пока из автобуса выйдет пять человек, чтобы выпустить одного. Помимо этого, соблюдается интервал и график движения и не создает больших пробок на дорогах. Плюс, — большим автобусом полностью исключены, так называемые «гонки» на остановках, когда 4 маршрутки пытаются забрать пассажиров в свою машину», — рассказал Евгений.
Помимо практичности в плане пассажиропотока и соблюдения графика, перевозчик выигрывает при поиске запчастей. Все дело в том, что старые машины, равно, как и запчасти к ним, — давно сняты с производства. Найти нужную качественную и новую деталь становится все сложнее и сложнее.
«Раньше, когда завозились эти спринтеры, запчастей хватало. Но это было 10 лет назад. Даже тогда были определенные моменты на «разборках» — в посике узлов и агрегатов. Но сейчас — их практически нет. Качественных запчастей не найти. Так, на сегодняшний день новые запчасти на спринтер – серьезный дефицит и равноценны запчастям для большого автобуса. Но поскольку автобус является приоритетом, целесообразнее менять подвижной состав, как можно скорее. Поэтому, я считаю, — большим автобусам — быть!», — добавил Евгений Герасименко.
Так, убитые «Спринтеры» и разваливающиеся на ходу «Руты» постепенно отходят в историю, а горожане с радостью едут на работу и домой в салонах просторных и вместительных автобусов.