Советский Днепропетровск был промышленным сердцем республики. В городе функционировали несколько крупнейших заводов и по-правде говоря, проще пересчитать то, чего Днепропетровск не выпускал. Мало кто-знает, но в число продукции входили и автомобили.
Да-да, более 70 лет назад в городе функционировал Днепропетровский автомобильный завод. Он просуществовал всего 5 лет, но за это время внес огромный вклад в военное автомобилестроение, создав по-настоящему легендарный автомобиль-амфибию ДАЗ-485. Куда же делся Днепропетровский автомобильный завод, — выяснял корреспондент«Наше Місто».
Днепропетровский автозавод
К концу Второй мировой войны, — в 1944 году, руководство Советского Союза приняло решение о строительстве новых автомобильных заводов. Предприятия должны были разместить в Кутаиси, Днепропетровске, Одессе, Новосибирске и Иркутске. Уже после освобождения Днепропетровска, — 21 июля 1944 года, Государственный комитет обороны принял постановление о строительстве здесь нового автомобильного завода.
Днепропетровский автомобильный завод был заложен на базе проектного авиамоторного завода. Его строительство началось перед самой войной, но с падением первых бомб, замерло. К слову, строительство шло крайне медленно. Перед строителями стояли руины и остовы заводских цехов, а в связи с послевоенным дефицитом (всего) стройматериалы и заводское оборудование задерживалось. В связи с этим, в 1946 году ЦК КП(б)У и Совет Народных Комиссаров Украины объявили Днепропетровский автозавод ударной стройкой республики. На его строительство было отправлено ещё 3000 комсомольцев. Ожидаемая производственная мощность, — 30 тысяч автомобилей в год. Разумеется, — с последующим наращиванием до 75 тысяч.
Продукция могла составить серьезную конкуренцию
В 1947 году с заводского конвейера сошел первый опытный грузовик ДАЗ-150 «Украинец». Он представлял из себя серьезную машину. В частности, — комплексную переработку ЗИС-150. Также на Днепропетровском автозаводе были разработаны трех- и пятитонные гидравлические автопогрузчики моделей «4000» и «4001». Их производство позже освоили на Львовском заводе.
С 1 июля 1948 года в Днепропетровске начался серийный выпуск автокранов К-31 на шасси ЗИС-5. В апреле 1949-го выпущен 1000-й автокран К-31, а уже в июне завод перешёл на выпуск автокранов К-32 на шасси ЗИС-150.
Автомобиль-амфибия
В 1948-1949 гг. по заданию Инженерного комитета Советской Армии были разработаны и изготовлены образцы трёхосного плавающего автомобиля ДАЗ-485 (впоследствии ЗИС-485, он же БАВ).
Разработка концептуально нового плавающего грузовика для нужд армии началась под руководством Грачева в середине 1949 года. Его основой стала американская амфибия-внедорожник «JMC DUKW-353». Фактически ДАЗ-485 являлся весьма точной копией американского «проходимца». В машину установили 110-сильный гражданский агрегат, а вся конструкция состояла из узлов серийных автомобилей.
Ключевым новшеством, которое внесли советские конструкторы стала система регулировки давления в шинах. Управление подачей воздуха водитель производил из своей кабины с помощью вентилей. Таким образом, спущенные колеса можно было подкачать прямо из кабины. Для перемещения на плаву БАВ использовал трехлопастной гребной винт, установленный в глубоком тоннеле. Поворачивала амфибия при помощи водяного руля, как у обычных катеров.
Помимо этого в комплектацию автомобиля входили электрическая сирена, компас, якорь, флаги-отмашки и прочее шкиперское снаряжение. В августе 1950 года были собраны две амфибии ДАЗ-485. Их испытания начались на Днепре и продолжались аж до осени 1951 года. При этом машина перевозила на плаву до трех с половиной тонн груза и развивала скорость до 10 км/ч. На шоссе амфибия могла разогнаться до внушительных 73 км/ч. Предельная крутизна преодолеваемого подъема достигала 32°. В зависимости от условий движения, запас хода на воде и на суше составлял от 70 км до 570 – 690 км соответственно.
Плуги перековали в мечи
9 мая 1951 года правительство подписало постановление о перепрофилировании Днепропетровского автозавода на изготовление ракетной техники. В последствии это предприятие было известно только как Южный машиностроительный завод (ЮМЗ), выпускавший колесные тракторы.
В сентябре 1951 года все автомобильное производство на ДАЗе было свернуто. К тому времени он успел собрать всего 2000 машин всех типов. Серийный выпуск армейской амфибии вместе с ее создателем перевели на Московский автозавод имени Сталина. Там машина получила индекс ЗИС-485, а Грачев – пост заместителя главного конструктора.
Много позже, с конвейеров некогда мирного завода сойдет страшнейшее оружие, которым когда-либо владело человечество.