Аэропорт "Днепр" мог стать долгостроем
Как ранее сообщал "Горсовет", 20 октября началась долгожданная модернизация Международного аэропорта "Днепр". На площадке строительства начали подготовительные работы для построения новой взлетно-посадочной полосы.
Но победитель тендера на строительство аэропорта "Днепр" 1,5 года откладывал запуска работ. Строительство одного из важнейших аэропортов страны могло так и не начаться или вообще стать долгостроем, сообщает "Горсовет" со ссылкой на "Экономическую правду".
Дело в том, что в январе этого года был проведен первый тендер, по результатам которого строительство должна была осуществлять компания "Альтис-Констракшн".
Ожидаемая стоимость составила 5,7 млрд грн, однако победитель взялся реализовывать проект всего за 3,9 млрд. То есть подрядчик демпинговал, снизив цену на 31%, что и помогло ему победить в аукционе.
Однако перед заказчиком встал вопрос — возможно ли строительство этого объекта за такую стоимость? Заказчик, выходя на тендер, представил проектную документацию на экспертизу, которая осуществляется согласно ДСТУ.
Эксперты рассчитывают стоимость материалов в ценах "на сегодня". В смете, которую согласовала экспертиза, были следующие расчеты:
3,5 млрд грн – стоимость материалов и оборудования;
0,8 млрд грн – затраты на эксплуатацию машин и механизмов;
0,4 млрд грн – заработная плата рабочих.
Итого — 4,7 млрд грн непосредственных расходов на материалы, оборудование и оплату труда. Таким образом "Альтис" предложили сумму меньше по крайней мере на 800 млн грн за себестоимость.
Следует учитывать, что это цены были даны на сегодняшний день, а то, что в течение 2-3 лет строительства материалы могут подорожать и себестоимость повысится, никто не учел.
Смета Днепровского аэропорта разрабатывалась в сравнением с аналогичным объектом в Одессе.
Новая взлетно-посадочная полоса в Одесском аэропорту уже сдана в эксплуатацию, ее строительство стоило 3,9 млрд грн. При этом ВПС в Днепре будет длиннее на 400 м и шире, проект сложнее из-за особенностей рельефа.
Сама площадь покрытия, которую планируют обновить в аэропорту Днепра – почти на 50% больше, соответствующее и соотношение стоимости – разница в полтора раза.
То есть выполнение работ в Международном аэропорту "Днепр" за сумму 3,9 млрд при минимально возможной себестоимости в 4,7 млрд грн было просто невозможным.
Весьма вероятно то, что целью у подрядчика было развернуть распространенную схему по раздуванию бюджета проекта.
Соответственно, в сентябре после смены руководства в Министерстве инфраструктуры был проведен новый тендер и заключен договор с ООО "Онур Конструкцион Интернешнл", которая предложила за реализацию проекта 5,7 млрд грн.
Некоторые СМИ ретранслировали информацию, в которой тендер начала 2021 года называли "настоящим" - в противовес тендеру, проведенному осенью. А "Альтис" просто была готова работать "минимизировав маржу фактически до нуля". По логике предпринимательской деятельности такое поведение уже подозрительно — в чем тогда выгода?
"Альтис" не спешил развертывать свои строительные мощностя на объекте, что, собственно, и затянуло старт работ. Самое логичное предположение о таком поведении — компания без успеха пыталась увеличить стоимость строительства и не собиралась работать себе в убыток.
Как работает схема с дополнительным финансированием? Согласно законодательству предполагается повышение на сумму до 50% от первоначального подряда по переговорной процедуре.
После победы со значительным занижением цены некоторые подрядчики могут ставить ультиматум и требовать заключения дополнительных контрактов для повышения стоимости до значительно выше объявленной в проектной документации. Или может произойти коррупционный сговор подрядчика с заказчиком.
В настоящее время на на площадке строительства Международного аэропорта "Днепр" уже работает 40 единиц техники и около 100 специалистов, а подрядчик обещает в дальнейшем наращивать мощности.
Впереди – 4 очереди и 3 года строительства, однако общестроительные работы обещают завершить уже через год.
Запланировано обустройство новых аварийно-спасательных станций, перронов и стоянок, установка нового радиотехнического и светосигнального оборудования.
Отдельный проект с привлечением частных инвестиций — строительство компанией DCH пассажирского терминала, построенного на 30%.
В результате Днепр получит современный аэропорт с новым аэродромом, который сможет принимать крупные самолеты категорий Д и Е (в частности, Boeing 777 и Airbus A330).
По прогнозам, пассажиропоток сможет возрасти в 3 раза уже через год после завершения строительства.