Коломойский украл аэропорт Днепра. Как такое могло случиться?
Несколько недель назад государственное предприятие «Финансирование инфраструктурных проектов» разорвало соглашение с компанией «Альтис-Констракшн» на строительство аэродрома Международного аэропорта «Днепр» за 3,95 млрд гривен и объявило новый тендер на эти работы ожидаемой стоимостью 5,71 млрд гривен. Как Коломойский украл аэропорт Днепра? Об этом сообщает Горсовет со ссылкой на Цензор.нет.
Профильные журналисты подозревают, что за разрывом предварительного соглашения стоит не только желание ускорить работы по строительству, которые по сути не ведутся, но и поживиться на марже.
Впрочем, есть еще один вопрос, который по сути является ключевым вокруг всех разговоров по днепровскому аэропорту: а принадлежит ли вообще государству основной элемент целостного имущественного комплекса аэропорта Днепра — взлетно-посадочная полоса — и кто будет на ней зарабатывать после реконструкции?
Решение СНБО, которое не выполнили за 12 лет
Проблема с определением формы собственности целостного имущественного комплекса днепровского аэропорта возникла не при президенте Зеленском и даже не при президенте Порошенко, у которого мэр Днепра Борис Филатов просил государственной помощи на строительство в 2018.
Проблемой аэропорт Днепра стал гораздо раньше.
Так, еще в мае далекого 2008 года Кабмин одобряет «Государственную программу развития аэропортов», согласно которой было предусмотрено:
оставление всех аэродромов в Украине (основным элементом которых и является взлетно-посадочная полоса) исключительно в государственной собственности;
сохранение государственной собственности аэропортов «Борисполь», «Бердянск», «Львов» и «Днепропетровск».
Уже через 2 месяца, в мае 2008 года, СНБО принимает решение, согласно которому в месячный срок целостный имущественный комплекс аэропорта «Днепропетровск» должен был быть передан на баланс нового, специально созданного государственного предприятия "Международный аэропорт» Днепропетровск".
Указанное решение СНБО полностью соотносилось с утвержденной КМУ программой развития аеропортов.
Прошло чуть больше года, и уже в 2009-м, в результате непонятных подковерных процессов, концепция СНБО относительно будущей судьбы днепровского аэропорта в корне изменилась.
К решению СНБО от 2008 года были приняты отдельные изменения — пункт о передаче целостного имущественного комплекса аэропорта «Днепропетровск» на баланс нового государственного предприятия исчез.
Зато появился пункт, согласно которому частным инвесторам была разрешена приватизация государственной компании «Днеправиа», на балансе которой и находился тогда Днепровский аэропорт.
Инвестором, который оказался самым расторопным в этой приватизации, стала компания «Галтера», которая, согласно многочисленных расследований активистов, была и является связанной с персоной Игоря Коломойского.
Впрочем, формально в этом втором решении СНБО от 2009 года все еще было указано предостережение о том, что после приватизации целостного имущественного комплекса аэропорта «Днепропетровск» частным инвестором, он все же должен был вернуть государству взлетно-посадочную полосу и аэронавигационное оборудование.
Согласно официальных ответов государственных органов на публичные запросы, в частности, от профильного Министерства инфраструктуры Украины и Министерства обороны Украины, — оба министерства официально отметили, что не имеют никаких прав собственности ни на какие объекты, расположенные сегодня на территории целостного имущественного комплекса днепровского аэропорта.
То есть, спустя более чем 10 лет с момента принятия СНБО решения (в измененной редакции 2009 года) о передаче хотя бы взлетно-посадочной полосы в государственной собственности — это решение так и остается невыполненным компанией «Галтера».
Приватизация государственных 94,5% акций «Днеправиа» в составе одноименной авиакомпании и аэропорта Днепра состоялась на конкурсе 28 августа 2009 г.
После подписания договора ООО «Галтера» взяло на себя обязательства по инвестированию в аэропорт Днепра 882,1 млн грн, в том числе 107 млн. грн. на реконструкцию взлетно-посадочной полосы.
В 2015 году Фонд госимущества (в разгар противостояния команды президента и Игоря Коломойского) провел проверку выполнения условий договора купли-продажи акций «Днеправиа» и обнаружил невыполнение условий договора, о чем был составлен акт. Также в том же году часть объектов аэропорта было передано решением Кабмина в распоряжение Минобороны (но не в собственность государства).
1 октября 2015 Фонд госимущества направил ООО «Галтера» предложение о расторжении договора и просьбы оплатить штраф и пеню в размере 221,4 млн грн. за невыполнение обязательств, предусмотренных договором, а также вернуть акции «Днеправиа».
В 2017 Хозяйственный суд Днепропетровской области удовлетворил иск Фонда госимущества к «Галтере», но проиграл апелляцию. А уже в 2019 Хозяйственный суд Киева отказал Фонду государственного имущества в расторжении договора с ООО «Галтера».
В своем решении суд указал:
"Изанализа содержания п.11.1.2 (передача взлетно-посадочной полосы, радиомаячную системы РМС СП — 80 М и земли — ред) договора усматривается, что указанным пунктом договора не были определены орган или соответствующее учреждение, которое действует от имени и в интересах государства, и которой ответчик обязан передать имущество".
В то же время «Галтера» предоставила суду документы, которые доказывали, что в течение действия указанного договора она неоднократно обращалась как к Фонду государственного имущества Украины, так и в другие государственные органы, о готовности передачи взлетной полосы, ведь Государственный орган, которому это имущество должно быть передано, неоднократно менялся.
Также суд принял объяснение компании, что проведение АТО и использование аэродрома военными помешало ей инвестировать в реконструкцию взлетно-посадочной полосы предусмотренные договором средства. Компания потратила только 142 миллиона, что в 18 раз меньше обещанного.
В конце концов «Галтера» выиграла у ФГИ в суде.
После этого уже прокуратура города Киева, не соглашаясь с решением, обратилась к Северному апелляционному хозяйственному суду по апелляционной жалобе, в которой просила отменить решение Хозяйственного суда города Киева.
Но 23 января 2019 Северный апелляционный хозсуд оставил без изменений решение Хозяйственного суда Киева.
7 мая 2020 Фонд госимущества проиграл еще и в Верховном суде.
Среди прочего Верховный суд признал, что после того как распоряжением Кабинета Министров Украины № 1136-р от 04.11.2015 был определен перечень зданий и сооружений аэродрома, которые передаются от ОАО «АК Днеправиа» в государственную собственность в сферу управления Минобороны, произошла смена перечня имущества относительно того, что указано в первоначальном договоре.
«В частности, радиомаячную систему РМС СП-80М (инвентарный номер 50059) заменено на диспетчерский пункт системы посадки (инвентарный номер 19) и здание радиолокационного ретранслятора ближнего маяка (инвентарный номер А79), что исключало возможность выполнения ООО» Галтера» этого условия сделки в редакции, которая была определена сторонами при заключении договора «, говорится в постановлении.
«Учитывая изложенное, коллегия судей соглашается с выводом судов предыдущих инстанций о том, что невыполнение ООО» Галтера «пункта 11.1.2 договора было вызвано некорректностью изложения последнего, что была допущена в момент заключения договора и заключалась в неопределении органа, которому должно было быть передано определенное имущество. К тому же, в связи с изменением обстоятельств, которые невозможно было предусмотреть на момент заключения договора, произошла смена перечня имущества «, — говорится в документе суда.
ГП «Финансирование инфраструктурных проектов» Государственного агентства инфраструктурных проектов Украины 6 марта 2020 по результатам тендера заказало ООО «Институт Укрдорпроект» проект аэродрома в Днепре за 24,53 млн грн.
В марте 2021 тогда еще министр инфраструктуры Владислав Криклий объявил о начале строительства первой очереди аэродрома.
Контракт на подготовительные работы в сентябре 2020 получила компания «Автомагистраль-Юг». А в феврале 2021 «Альтис» выиграл на тендере контракт на строительство. Тогда к торгам ожидаемой стоимостью 5,70 млрд грн было допущено восемь конкурентов, а победитель снизил свою цену на 31% до 3,95 млрд грн. Впрочем, как показывает анализ издания «Наши деньги», заложенные «Альтис» средства были полностью рыночными.
За первые месяцы работы на объекте велись не слишком активно. Если не считать постоянные заявления нардепа от «Слуги народа» Сергея Демченко, что аэропорт активно строится. Вопросы были с подготовительными работами «Автомагистраль-Юг».
А в мае Антимонопольный комитет вдруг остановил работу в аэропорту. Точнее прекратил государственную помощь, оказываемую Министерством инфраструктуры Украины на проектирование и строительство аэродрома Международного аэропорта «Днепропетровск».
«Поскольку Укринфрапроект и ГП» Финансирование инфраструктурных проектов» не избирались по конкурентной процедуре, нельзя утверждать, что предоставленная им экономическая выгода была бы доступной при обычных условиях. Поэтому у Комитета есть основания полагать, что данная финансовая поддержка могла существенно повлиять на конкуренцию в регионе «, — говорилось в решении АМКУ.
Несмотря на то, что АМКУ не выдвинуло никаких претензий непосредственно к тендеру, уже тогда «Лига антитраста» предположила, что это может стать основанием для пересмотра победителя и «Автомагистраль-Юг» — получит второй шанс освоить 4 млрд грн «, ведь на тендере эта компания проиграла в предложении «Альтис» только 20 000 гривен и только потому, что они делали предложение последними.
Как видим, тендер действительно отменили.
Впрочем, пока компании готовятся раскусить тендерный «пирог» на 6 миллиардов, вернемся к вопросу земли и взлетной полосы.
В начале 2020 председатель Днепропетровской ОГА Александр Бондаренко в своем блоге написал, что «на территории будущего аэропорта сейчас находятся участки, принадлежащие частному лицу,» Южмашавиа» и «Днеправиа». «Следует выкупить земли, компании перенести. В феврале должны быть заключены все соглашения «, — отметил екс голова ОГА, который, кажется, был не в курсе, чьи на самом деле земли.
Выкупали ли земли, которые в принципе и так принадлежат государству, в ОГА не уточняли, но в июле прошлого года Днепропетровская ОГА передала в аренду компании «НС-Днепр» землю под строительство терминала нового аэропорта сроком на 49 лет. Это 6 участков площадью 7,6 га.
«Передали землю, которой раньше распоряжалось «Днеправиа», в аренду компании» НС-Днепр «(одна из компаний Ярославского, которая будет заниматься реконструкцией аэропорта. — Цензор.НЕТ). Это подрядчик инвестора. Он будет строить терминал и сопутствующую инфраструктуру, — рассказал Бондаренко.
Журналисты обратились к Бондаренко с вопросом, на каких условиях переданы земли, но за неделю ответа так и не получили.
Как уже отмечалось выше, в распоряжении Цензор.НЕТ есть ответы на запросы адвоката Елены Доненко — представительницы горсовета Днепра, из которых следует, что ни в государственную собственность на баланс Мининфраструктуры, ни на баланс Минобороны, ни в коммунальную собственность сооружения и имущество аэропорта не передавалось.
Ситуация остается подвешенной так, что может оказаться, что даже после реконструкции и перестройки силами Ярославского, а также расходования миллиардов бюджетных средств, аэропорт фактически будет принадлежать структурам, приближенным к Игорю Коломойскому.
Кстати, одна из именно таких частных компаний из круга влияния Коломойского — ООО «Международный аэропорт» Днепропетровск «- уже который год подряд остается единственным и исключительным эксплуатантом аэродрома Днепра (включая взлетно-посадочную полосу, которая так и не возвращена государству).
Такой исключительный статус позволяет указанной частной компании единолично решать, международные или украинские авиакомпании допускать или не допускать к перелетам в или из города Днепр.
Следствием таких по сути монопольных полномочий стало прямое блокирование со стороны эксплуатанта аэродрома ООО «МА Днепропетровск» возможности осуществлять рейсы через Днепровский аэропорт таких международных авиакомпаний, как Turkish Airlines, Lufthansa, Austrian Airlines и др.