Мэр Житомира Сергей Сухомлин: «Мы имеем четкие и действенные предложения к власти»
Соучредитель партии «Предложение» Сергей Сухомлин рассказал о ситуации с коронавируса в регионе, пути совместной борьбы с панедемиею, а также о своем отношении к местных референдумов, земельного децентрализации и проекта новой системы территориальной власти.
Об этом сообщает "Горсовет" со ссылкой на сайт партии "Пропозиция".
Начнем с оперативного. В ковидних медучреждениях Хмельницкой области и Харькова почти 90% коек заняты больными. Какова ситуация в Житомире - город тоже находится в «красной» зоне?
Житомир один из первых попал в «красную» зону, это произошло еще 3 марта. Но надеюсь, что неделю-две и мы понемногу будем выходить из нее. В городе во время второй волны эпидемии мы 60% коечного фонда больниц подключили к кислороду, а это даже больше, чем по нормативам. Это дало нам возможность более-менее нормально проходить пандемию. Мы видим видео из других городов, больниц, когда люди лежат в коридорах, и понимаем, насколько сложно им и врачам. У нас даже в пик оставалось 70-80 свободных коек. И это дает нам возможность нормально проходить нынешнюю третью волну эпидемии. Первым городом Житомирской области, который попал под нее, стал Новоград-Волынский - это в 90 километрах от Житомира. Поэтому мы даже принимали пациентов из этого города для того, чтобы им немного помочь».
Если говорить о сотрудничестве государства и органов местного самоуправления в вопросе преодоления последствий пандемии, что вы можете сказать: эффективно это сотрудничество или неэффективно? Есть ли у вас собственные предложения?
Мы имеем четкие и действенные предложения к власти. В начале прошлой недели было онлайн-совещание, на котором был председатель офиса президента, министр здравоохранения. Обсуждался вопрос выплаты компенсации ФОПам за счет государства и принципы финансирования по борьбе с COVID-19. И на этом совещании я тоже поднимал несколько вопросов относительно механизмов. Что я имею в виду: в больницах не хватает препаратов для лечения больных. Дорогостоящие лекарства есть в протоколах, но их нет в наличии в больницах. Министр это подтвердил и пообещал перераспределять их - из тех регионов, где есть остатки, на те, которые попали в красную зону. Но это перераспределение может осуществляться несколько недель, а лекарства нужны людям сегодня и сейчас. Государству нужно более оперативно принимать решения. Сейчас мы решаем этот вопрос путем предоставления нашим жителям материальной помощи. А неделю назад проводили внеочередную сессию, чтобы выделить средства на закупку этих лекарств, а также финансовую помощь для поддержки бизнеса.
Верховная Рада на днях проголосовала за выплату ФОПам и наемным работникам по 8000 гривен. Многие это решение критикуют - мол, мало. Но государство помогает настолько, насколько может, не так ли...
Много или мало - это вопрос относительный. Но главное, что эта норма, к сожалению, будет работать эффективно только процентов на 70, не больше. Потому что выплата предоставляется за регистрацию в «Дии» по первому КВЭДу (классификация видов экономической деятельности - ред.). У предпринимателей их может быть много, но система пропускает именно первый. Мы анализировали выплаты в декабре прошлого года. К примеру, есть предприниматели, которые по первому КВЭДу занимаются аутсорсингом, а по второму-третьему оказывают услуги общественного питания. Они попали под локдаун, но выплату не получат. Зато часто те, у кого по первыму стоит кафе, а потом идет, например, аптечный бизнес, работают, но компенсацию получают. К тому же, многие предприятия, которые попали под ограничения "красной" зоны - кинотеатры, фитнес-центры, а также те же кафе и рестораны - работают на общей системе налогообложения и не является ФОПами. И они останутся без этой, пусть и небольшой, но финансовой помощи. Наше предложение - усовершенствовать этот механизм.
Предложения у вас есть и по повышению эффективности центральной власти в борьбе с пандемией?
На прошлой сессии мы приняли обращение к Кабинету Министров и Верховной Раде по поводу передачи некоторых функций по борьбе с ковидом на СНБО. Что я имею в виду: первый вопрос - это лекарство, то, что я уже говорил. Второй вопрос - мы понимаем, что «красные» зоны периодически объявляют в разных регионах. И там из-за большого количества больных не хватает врачей. В такой ситуации бригады врачей из других регионов могли бы помочь. Но сейчас нет законного механизма, чтобы медицинские работники Житомира работали, например, в Николаеве. Вот СНБО мог бы принять такой механизм, по которому государство могло бы помогать регионам, которые попали в «красную» зону медицинскими бригадами. Еще один вопрос - это кислород. Мы понимаем, что ситуация с кислородом в стране сложная, особенно в небольших городах. В свое время мы, благодаря немецкой компании, установили в Житомире Криоцилиндры. Поэтому в нашем городе ситуация с кислородом более или менее стабильная - у нас нет дефицита. Кислород используют многие промышленные предприятия. И в случае крайней необходимости СНБО может своим решением прекратить его отгрузки на промышленные предприятия и перенаправить в те больницы, которые в нем нуждаются. Потому что предприятия могут подождать неделю, а больные на аппарате ИВЛ - нет.
Около места назад президент поручил разработать муниципальный кодекс. В программе партии «Пропозиция» этот вопрос является чуть ли не основным. Объясните обычным людям на пальцах, почему это важно?
Действительно, для нашей политической силы разработка и принятие муниципального кодекса - это один приоритетов. Это документ, который устанавливает четкие правила взаимоотношений между центральной властью и местным самоуправлением. И здесь не нужно говорить, что кто-то хочет больше или меньше полномочий - все должно быть выписано в соответствии с реформой децентрализации. Например, если Верховная Рада устанавливает какие-то льготы, потому что они либо действительно необходимы, или же просто хочет понравиться избирателю перед выборами, то она должна закладывать компенсацию этих льгот местному самоуправлению и местным бюджетам, а этого не делается. Возьмем льготы на проезд в общественном электротранспорте. Они были приняты Верховной Радой очень давно. И до 2014 года шла компенсация - пусть частичная, но мы ее получали. В Житомире эта цифра в среднем составляла 17-18 млн грн в год. При курсе 5 гривен за доллар это было примерно 3 млн долларов. После 2014 года цена на электроэнергию выросла в 12 раз, а предоставление компенсации местным бюджетам полностью обрезали. В прошлом году городской бюджет предоставил финансовую помощь своему коммунальному предприятию в размере 137 млн грн. Это огромная сумма для Житомира. И это лишь один из таких примеров. Государство при принятии бюджетного кодекса может ежегодно менять налоги, на которые рассчитывают местные бюджеты. Яркий пример - прошлый год. Тогда при принятии госбюджета «Укрзализныцю» освободили от уплаты налога на землю. Это уменьшило доходную часть бюджета Житомира на 2021 примерно на 25 млн грн и их ничем не компенсировали. Так же государство проголосовало за льготы для ФОПов до 1 мая, о которых мы уже говорили. И никак не компенсировала их местным бюджетам. Но речь даже не о средствах, хотя они важны. Здесь нужно четкое распределение полномочий - кто и за что отвечает, какая система взаимоотношений между центральной и местной властями. И муниципальный кодекс должен дать ответы на эти вопросы. Он даст новый толчок для развития местного самоуправления и продолжение децентрализации.
Между прочим, о децентрализации. До 4 апреля продолжается публичное обсуждение законопроекта №4298 по реформированию территориальной организации власти. Будем иметь что-то вроде системы префектуры. Согласитесь, это тоже должно помочь урегулировать взаимоотношения между местным самоуправлением и органами государственной власти. Но оценка экспертов Совета Европы и Ассоциации городов Украины неутешительна - многие положения проекта не соответствуют Европейской хартии местного самоуправления. Критически относительно этого документа высказались и ваши однопартийцы из «Пропозиции». В чем именно риски?
Обсуждение этого законопроекта было у нас еще в прошлом году на уровне области. И мы высказывали очень много замечаний к нему. Например, там была статья, по которой префект может фактически отменять решения сессии и останавливать эти решения. Это точно не добавит развития местному самоуправлению, это выстраивает более жесткую государственную вертикаль. Но эту норму обещали убрать из проекту закона - эти фунции надо передать суду. В то же время то, что государство будет контролировать решения местного самоуправления, - это неплохо. Ведь иногда местное самоуправление занимается популизмом или пытается на местном уровне вместо условной канализации заниматься политикой. А если один регион станет голосовать за язык, а другой за НАТО, то мы очень быстро будем расшатывать общую лодку. И это точно не добавит единства соборной Украины. Но делать это государство должно в правовой плоскости, а не единоличным решением префекта. Его функция - надзор. И это только один пример. В проект №4298е многие положения, которые нивелируют принципы децентрализации.
Давайте теперь поговорим о децентрализации в форме местных референдумов - еще один законопроект сейчас на обсуждении. Как относиться к нему, все ли нормы в нем вам нравятся?
В программе партии «Пропозиция» есть целый раздел, посвященный местным референдумам. Мы считаем это проявлением прямой демократии. Этот механизм, нужен местному самоуправлению. Особенно, городскому голове, который несет персональную, а не коллективную ответственность (как местный совет). Потому что не все инициативы мэра могут быть популярными. И именно здесь должен включаться референдум, который поможет установить позицию людей и отстоять интересы общества. Маленький пример: в Житомире я лично хотел бы полностью убрать из города малые архитектурные формы, так называемые МАФы, потому что они точно не украшают город. С другой стороны, мы видим, что часть людей, которые являются владельцами десятков киосков, прикрываются малым бизнесом и говорят о давлении со стороны власти, когда она принимает решения о демонтаже. А вот если бы жители голосованием поддержали бы эту инициативу, то можно было бы принимать решения, работать на благо общества. И наоборот.
10% от числа избирателей общины - таким по проекту должно быть количество подписей для того, чтобы начать процедуру организации референдума. На ваш взгляд, этого достаточно?
Знаете, демократия - это такая вещь ... Сколько у нас ходит людей на выборы? Прошедшие местные выборы - это около 37% в середнем по стране. Это и есть те активные люди, которые готовы принимать решения или брать на себя ответственность. Поэтому, чтобы начать референдум, 10%, к сожалению, в нашей стране - достаточно.
А вот референдум по поводу объявления недоверия городскому голове или местном совете. Эти вопросы должен решать община? Должна ли она получить такие полномочия?
Есть за и против. Я понимаю этот механизм - это некий предохранитель от «властной болезни». В то же время его могут использовать люди, которые проиграли выборы. И все 5 лет они будут вносить деструктив, расшатывать ситуацию. Поэтому это спорная норма.
Еще один законопроект касается земельной децентрализации: №2194. Он предусматривает передачу контроля над землей в пределах общины под ее полный контроль. Ваша позиция по этому вопросу?
В целом, передача земли в управление общинам - это абсолютно правильно, это нужно делать. Партия «Пропозиция» в своей программе отмечала, что этот процесс надо ускорить. Но мы уже много лет об этом говорим. Между тем, землю государственной собственности быстрыми темпами и часто через коррупционные связи отдают в льготную аренду или даже в собственность. Особенно это важно для сельской местности, так как для них это почти единственная возможность наполнять свои семейные бюджеты. Так же наша политическая сила выступает за то, чтобы земельные ресурсы соответствующей общины как можно скорее перешли в коммунальную собственность.