Прожиточный минимум изменят: почему могут упасть зарплаты, пенсии и вырасти штрафы
Законодатели взялись за повышение прожиточного минимума. Соответствующий законопроект уже принят в первом чтении. «Минфин» решил выяснить, насколько может вырасти прожиточный минимум и как это повлияет на размер пенсий и социальных выплат, сообщает Горсовет со ссылкой на minfin.
Как считают минималку сейчас и почему это незаконно
С 1 июля 2021 года прожиточный минимум в Украине вырос до 2294 грн. Это общий показатель. Для различных социально-демографических групп он другой. Согласно закону о госбюджете, в этом году предусмотрено еще одно повышение прожиточного минимума: с 1 декабря — еще почти на 5% до 2393 грн.
Прожиточный минимум в 2021 году
Сейчас прожиточный минимум рассчитывается по определенной методике, а основой для расчетов служит определенный набор продуктов и услуг, которыми человек пользуется в повседневной жизни. Сначала смысл этого показателя был в том, чтобы установить, на какую минимально возможную сумму можно выжить, и, соответственно, не опускать социальные выплаты ниже этой планки.
Но это начальное значение прожиточный минимум потерял уже давно. Например, утвержденный набор услуг включает:
— Жилищно-коммунальные (о субсидиях там вообще речь не идет), к которым относится пользование централизованным отоплением — 0,129 Гкал на 1 год на 1 кв. метр отапливаемой площади. Для квартиры 40 кв. метров это будет 5,16 Гкал в год, в ценах Киевтеплоэнерго — 1654,41 грн x 5,16 ≈ 8537 грн, что уже почти 4 прожиточных минимума.
— Транспортные, в которые, скажем, заложено 524 поездки общественным транспортом на 1 год. Для Киева — 8 грн билет в автобусе, по данным КП «Киевпастранс», результат за год — 524×8 = 4192, что почти 2 действующих «прожиточных» минимума.
— Бытовые, например услуги парикмахерских, ремонт одежды, обуви, химчистка; услуги учреждений культуры, образования, здравоохранения, например посещение театров, музеев, приобретение книг (в наборе с действующей потребительской корзины — 6 шт. в один год).
И это только часть того, что человек должен был бы оплатить с минимально гарантированной государством суммы. Очевидно, что задекларированная стоимость прожиточного минимума (2270 грн — месяц; 27240 грн — год) не может удовлетворить такие потребности.
К слову, определять минималку, основываясь на упомянутой потребительской корзине, еще и незаконно: Окружной административный суд еще три года назад признал противоправным постановление, которым утверждена потребительская корзина для расчета минималки. Поскольку она «не учитывает ни физиологических, ни культурно-бытовых потребностей человека».
Вряд ли соответствует реальным потребностям человека и прожиточный минимум, который Минсоцполитики называет фактическим: по данным министерства, ориентировочный фактический размер прожиточного минимума в ценах июня 2021 в расчете на месяц на одного человека составляет 4400 грн (с учетом суммы обязательных платежей — 5041 грн).
Иными словами, прожиточный минимум стал технической цифрой, лишенной всякого экономического смысла. А его главное предназначение — расчет социальных показателей.
Минималку предлагают увеличить в два раза
Подтянуть размер официального прожиточного минимума к реальному должен законопроект № 3515, который 2 июня Верховная Рада приняла в первом чтении.
Документ меняет методику расчета этого показателя: его предлагается устанавливать в процентах к средней заработной платы. Причем ежегодно процент должен расти на 1%.
В 2021 году прожиточный минимум должен составить не менее 40% средней зарплаты, а к 2030 году — 50%. То есть, если бы прожиточный минимум уже сейчас рассчитывался по новым правилам, то в мае он бы составил 5399,6 грн против 2189 грн, которые были установлены реально.
Правда, при таком подходе, если средняя зарплата по стране будет снижаться, будет уменьшаться и прожиточный минимум несмотря на, к примеру, рост цен. Так, например, произошло в мае: в последний месяц весны средняя зарплата, по сравнению с апрелем, уменьшилась. Впрочем, в целом в годовом измерении этот показатель растет. В этом году средняя зарплата составила:
январь — 12 337 грн;
февраль — 12 549 грн;
март — 13 612 грн;
апрель — 13 543 грн;
май — 13 499 грн.
Но вероятность уменьшения прожиточного минимума — не единственный недостаток предложенных правил расчета и функционирования прожиточной минималки.
К сожалению, за красивым названием законопроекта лежит нивелирование такого термина как „прожиточный минимум“. Это будет величина, фигурирующая в лозунгах власти, но жизнь людей и их благосостояние от этого никак не изменится, — говорит экономический эксперт, экс-министр социальной политики Павел Розенко.
Против законопроекта выступили также профсоюзы, заявив, что он является антиконституционным и антисоциальным. «К сожалению, те депутаты, которые поддержали и проголосовали за него в первом чтении, очевидно, не разобрались в сути, какие угрозы он несет в себе для людей», — говорится в сообщении профсоюза работников образования и науки.
Что же не так с законопроектом?
Соцвыплаты оставят на минимуме
Фокус в том, что социальные выплаты, которые сейчас рассчитываются на основе прожиточного минимума, будут отвязаны от этого показателя. Об этом говорится в п. 5 переходных заключительных положений: «установить, что ПМ после вступления в силу данного закона не применяется как расчетная величина для определения должностных окладов и заработной платы работников и других выплат».
Это означает, что все социальные стандарты и в дальнейшем будут устанавливаться исходя из возможностей бюджета, а не реальных потребностей человека.
Сегодня от прожиточного минимума зависит около 85 различных видов социальных пособий, пенсий, стипендий, субсидий и т. д. После принятия закона это будет просто пиар величина, фикция, которая не влияет ни на одну социальную выплату. Так, размер прожиточного минимума могут установить 5, 10 или даже 40 тыс. грн. А что от этого людям, если от этой величины ничего не будет зависеть?, — объясняет суть проблемы Павел Розенко.
Кроме того, законопроект предлагает унифицировать прожиточный минимум для всех социальных и демографических групп населения.
«Прожиточный минимум не может быть для всех одинаковым. Очевидно, что, скажем, у пенсионера корзина нужд совсем другая, чем у ребенка до 6 лет. Это разные потребности в питании, потреблении, медицинском обеспечении, в социальных вещах», — акцентирует внимание эксперт по социальной политике Андрей Рева.
Сейчас для каждой демографической группы рассчитывался отдельный размер прожиточного минимума. Самый большой он для детей от 6 до 18 лет — 2 510 грн, самый маленький — для лиц, утративших трудоспособность — 1 854 грн.
Зарплаты бюджетников могут упасть ниже прожиточного минимума
По новым правила начнут рассчитывать и зарплаты бюджетников: их предлагается привязать к минимальному должностному окладу для соответствующих категорий. Зато норму, по которой размер минимальной зарплаты не может быть ниже размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц, предлагают убрать.
Сейчас у работников гарантии относительно заработных плат. Когда же исключат привязку к прожиточному минимуму, а сделают это через какие-то должностные оклады и нормативные акты Кабмина, это откроет путь к манипуляциям. Норму можно будет спокойно обходить и в ручном режиме устанавливать все что угодн», — отметил Павел Розенко.
Не исключено, что работники будут получать зарплату даже ниже прожиточного минимума.
Штрафы отпустят в «свободное плавание»
Еще одна новация законопроекта — отвязка размера штрафов, сборов и других платежей от прожиточного минимума. Для их определения будут применяться такие понятия как «расчетная единица» и «штрафная ставка». Правда, размер ни одной из них и методика расчета не указаны. Предполагается, что эти величины ежегодно будут устанавливать в законе о госбюджете.
Фактически штрафы также будут зависеть от финансового состояния бюджета — чем хуже бюджет, тем выше могут быть штрафы. Их предельный размер будет зависеть исключительно от воли чиновников.
Почему Пенсионный фонд может не досчитаться 60 млрд грн
Эксперты обращают внимание, что в законопроекте нет никаких цифр, расчетов, раскладок, а самое главное обоснование, что изменится для пенсионера, инвалида, работника бюджетной сферы — то есть для человека, который получает средства в зависимости от прожиточного минимума.
Не указано в проекте закона и прогнозируемого влияния на доходы и расходы бюджета. А оно будет немалым. Только Пенсионный фонд, по расчетам бывшего министра соцполитики Андрея Ревы, может потерять 1/6 своих доходов.
По его словам, в Украине 10,5 млн человек застрахованы и платят взносы в Пенсионный фонд. Из них — 4 млн человек платят взносы с минимальной зарплаты, эти же люди платят НДФЛ.
В законопроекте предлагается убрать из-под налогообложения минимальную заработную плату. То есть прожиточный минимум впоследствии должен стать необлагаемым размером дохода.
Это значит, что 40% — 4 млн человек — нынешних плательщиков ЕСВ будут освобождены от обязанности уплаты в Пенсионный фонд. Если умножить это количество на минимальный социальный взнос в 1320 грн в мес., это будет составлять около 5 млрд. В годовом измерении получим около 60 млрд грн. Именно такую сумму потеряет Пенсионный фонд, — подсчитал Андрей Рева и добавил, что при собственных доходах ПФУ в 300 млрд грн эта сумма — огромный удар.
На какие выплаты влияет прожиточный минимум
Все платежи, которые рассчитываются в зависимости от прожиточного минимума, а их насчитывается более 150 — привести сложно. Поэтому напомним об основных.
Индексация зарплаты
Оплата труда индексируется в пределах прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц. С 01.07.2021 г. зарплата работников подлежит индексации в пределах 2379 грн.
Пенсия по возрасту
Минимальный размер пенсии по возрасту устанавливается в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, при наличии страхового стажа у мужчин — 35 лет, у женщин — 30 лет.
Итак, при указанных условиях минимальный размер пенсии по возрасту с 01.07.2021 г. составит 1854 грн.
Алименты
Минимальный размер алиментов на одного ребенка не может быть меньше 50% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста.
Следовательно, размер алиментов с июля 2021 г. не может быть меньше:
для детей до 6 лет — 1006,50 грн (2013 грн x 50%);
для детей от 6 до 18 лет — 1255 грн (2510 грн x 50%).
Пособие по безработице
Пособие по безработице не может превышать 4-кратного размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Таким образом, максимальный размер пособия по безработице с июля 2021 г. составляет 9516 грн (4×2379 грн).
Пособие по беременности и родам
Пособие по беременности и родам предоставляется в размере 100% среднемесячного дохода женщины в месяц. Однако оно не может быть меньше, чем 25% размера прожиточного минимума, установленного для трудоспособного лица.
Итак, с 01.07.2021 г. минимальный размер пособия по беременности и родам — 594,75 грн (25% x 2379 грн), в расчете на месяц.
Плата за выдачу лицензии
За выдачу лицензии взимается разовая плата в размере одного прожиточного минимума для трудоспособных лиц, действующего на день принятия органом лицензирования решения о выдаче лицензии, если другой размер платы не установлен законом. Поэтому с 1 июля она составит 2379 грн.
Налоговая социальная льгота
Размер общей НСЛ, на которую может претендовать каждый работник, составляет 50% размера прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января — 1135 грн.
Для отдельных категорий работников установлен повышенный размер НСЛ (100%, 150% и 200%).
Судебный сбор 2021
Судебный сбор взимается в соответствующем размере прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января календарного года, в котором соответствующее заявление или жалоба подается в суд. То есть в 2021 году судебный сбор рассчитываем от суммы 2270 грн.