Трамвай смерти. Черная дата в жизни Каменского
26 лет назад в Днепродзержинске (ныне Каменское) произошла страшная катастрофа, которая унесла жизни 34 человек, еще 87 получили травмы, передает Горсовет.
В пятницу, 2 июля 1996 года, в 17:20 у трамвая, который следовал по маршруту 2-А отказали тормоза на крутом спуске улицы Чапаева (сейчас Гетьмана Дорошенко). Вагон оказался обесточенным, поэтому перестал работать механизм открытия дверей. Трамвай проехал остановку и еще не осознавшие масштабы бедствия пассажиры начали возмущаться. Но вагон лишь набирал скорость. 20-летняя Валентина Голодова, недавняя выпускница экспресс-курсов для водителей трамваев, безуспешно пыталась справиться с системой управления. Есть информация о том, что от волнения девушка потеряла сознание и тогда реанимировать панель управления попытался ехавший в это же трамвае 24-летний электрослесарь депо Юрий Новиков. Но у него не получилось предотвратить трагедию.
Многотонная конструкция, в салоне которой было более 150 пассажиров, на огромной скорости не смогла войти в крутой поворот, сошла с рельс и столкнулась с бетонной плитой, а затем перевернулась.
В воздухе стоял страшный запах смерти. Повсюду кровь, которую смывали пожарные машины. Тела (пострадавших) настолько были покалечены, что их просто складывали в мешки. Люди кричали. Те, кто бежал за переполненным трамваем и не успел сесть в него, целовали на коленях асфальт, - вспоминает очевидица трагедии Ольга.
На месте ДТП погибли 29 пассажиров, в том числе и Юрий Новиков, который пытался предотвратить катастрофу. Еще пятеро умерли в больнице. Травмы получили 87 человек. В Украине был объявлен трехдневный траур. А в Днепродзержинск для расследования причин катастрофы направили правительственную комиссию.
По свидетельствам очевидцев, каждый день в течение недели в городе хоронили жертв трагедии, которая стала самой кровавой в истории трамвайных перевозок Украины.
Позже в Акте правительственной комиссии будет указано, что авария произошла из-за эксплуатации на маршруте технически неисправного трамвая. По свидетельству выжившей в этой страшной аварии управлявшей трамваем Валентины Голодовой, проблемы с вагоном начались, когда она принимала смену. Водитель заехала в депо и сообщила о проблеме с напряжением. Диспетчер смены распорядилась отогнать вагон в парк для устранения неполадки.
Однако оказалось, что на линии нет резервного вагона, а пассажиры уже около часа ждали трамвай на остановке. Водитель-наставник Валентины Голодовой взялась устранить проблему во время при движении вагона. Она была убеждена, что все получилось и вышла за несколько остановок до места катастрофы.
Также в Акте правительственной комиссии указано, что из-за нерешенности материально-технических вопросов предприятия со стороны городских властей, трамвайное управление было не в состоянии закупать в необходимом количестве запчасти, и качественно обслуживать вагоны.
Также в материала х дела есть информация о том, что в неформальной беседе один из работников трамвайного управления сообщил, что раньше на маршруте 2-А было несколько технических остановок для проверки тормозов, но их сократили, чтобы не так изнашивались тормозные колодки…
Ответственность за случившееся возложили на трех человек - водителя трамвая, ее наставника и мастера. Все они оказались на скамье подсудимых, но реальные сроки заключения получили только наставник и мастер.
Напомним, четверть века назад в Днепре на Тополе ушли под землю жилая высотка, школа и два детсада.